Качественная методология.
Качественное исследование позволяет нам изучать глубинные аспекты социальных практик, выявить скрытые причины явлений – ответить на вопрос «почему?». В фокусе анализа – конкретный опыт, отдельные случаи. Задача исследователя – интерпретировать факты социальной реальности, понять их природу и внутренний смысл. Гипотез как таковых нет – мы формулируем их не до, а после полевого этапа исследования – и можем проверить их с помощью количественных методов.
Пример применения качественных методов при изучении молодежных субкультур:
Тема исследования: «Особенности поведения футбольных фанатов на матче».
Метод исследования: Нестандартизованное наблюдение.
Задачи исследования:
1. Описать разнообразные поведенческие реакции (вербальные и невербальные).
2. Выявить особенности взаимодействия внутри данной группы.
3. Выявить особенности взаимодействия данной группы с другими болельщиками.
4. Описать особенности внешнего облика, присущие представителям данной субкультуры.
О чем необходимо помнить при выборе метода исследования?
Таблица 2.1.
Качественная методология | Количественная методология |
С помощью качественных методов мы можем изучать совершенно незнакомые нам явления, выявлять скрытые (сознательно утаиваемые или неосознаваемые) аспекты жизни тех, кого мы изучаем. | Практически невозможно выявить ту информацию, которую сознательно скрывают или не осознают. Для подготовки исследовательского инструментария нам необходимо предварительное изучение объекта исследования. |
Нельзя выводить корреляции или процентные соотношения на основе полученных данных, поскольку объект исследования недостаточно велик, чтобы начал действовать закон больших чисел, и можно было говорить о каких-либо закономерностях. | Основная цель исследования – получение количественной оценки изучаемого явления. |
Мы не можем говорить о репрезентативности данных. Нельзя распространять данные, полученные на одном объекте, на аналогичные объекты. | Математические методы отбора единиц наблюдения дают нам возможность экстраполировать полученные выводы на всю генеральную совокупность. |
Сочетание методов – качественных и количественных – зачастую позволяет снять ограничения, присущие каждому из них.
Контрольные вопросы.
Приведите примеры тем, для изучения которых лучше использовать количественные методы.
Приведите примеры тем, для изучения которых лучше использовать качественные методы.
Почему нельзя распространять выводы, полученные с помощью качественных методов исследования, на всю совокупность изучаемых объектов?
Почему в количественных исследованиях полевому этапу, как правило, предшествует анализ уже имеющихся вторичных данных и другой информации по теме исследования?
Как вам кажется, почему некоторые исследователи, специализирующиеся на качественных исследованиях, говорят о том, что чем меньше вы знаете об изучаемом объекте до проведения полевого этапа – тем лучше?
- Кафедра культурологии и социологии
- Раздел 1. Теоретические основы изучения молодежных субкультур.
- Тема 1.1. Понятие «культура». Различные подходы к изучению феномена.
- 1. Почему, на ваш взгляд, в социологии не существует единого определения культуры?
- 1. Дайте определение понятию «субкультура», «контркультура».
- Раздел 2. Методы изучения молодежных субкультур.
- Тема 2.1. Количественные и качественные методы
- Количественная методология.
- Качественная методология.
- Тема 2.2.
- Особенности стратегий социологического
- Исследования при изучении молодежных
- Субкультур.
- Кейс-стади.
- Этнографическое исследование.
- 1. Приведите примеры организаций, которые можно было бы исследовать с помощью стратегии кейс-стади.
- Разновидности интервью.
- Техники составления гайда:
- 1. Приведите примеры тем исследования, которые следует изучать с помощью метода глубинного интервью.
- Невключенное наблюдение.
- Включенное наблюдение.
- Стандартизованное (формализованное) наблюдение.
- 1. Обсудите в подгруппах: какие виды исследований субкультур исключают возможность наблюдения.
- Разновидности массовых опросов: анкетирование и формализованное интервью.
- Анкетирование: различные виды.
- 1. Предложите свои способы увеличения количества возвращаемых анкет при опросе через Интернет.
- 1. Приведите примеры официальных документов, анализ которых может быть полезен с точки зрения изучения молодежных субкультур.
- Метод наблюдения.
- Метод анализа документов и других источников информации о субкультуре.
- Раздел 3. Применение субкультурного подхода в работе с молодежью.
- Тема 3.1. Маркетинг, основанный на субкультурном подходе.
- 1. «Экономические».
- 2. «Психологические».
- 3. «Социологические».
- Теория символического интеракционизма, субкультуры и эффективная маркетинговая политика.
- Значащие символы и субкультуры.
- Маркетинг, основанный на изучении значащих символов и их использовании в продвижении продуктов.
- 1. Приведите примеры рекламных роликов, в которых используются субкультурные символы?
- 1. Как можно использовать субкультурный подход при разработке социальной рекламы?
- 1. Проанализируйте типологии, разработанные Толстых и Фроловым. Как вам кажется, насколько эти типологии отражают современную субкультурную дифференциацию?
- Скинхеды
- Футбольные фанаты
- Ответ на вопрос «Как вы относитесь к скинхедам?»
- Байкеры
- Стрейт-эджеры
- Эмо-киды
- Гопники
- Список литературы
- Включенное наблюдение. Контрольный лист – Дж. Спрэдли.
- Некоторые примеры сленговых особенностей различных субкультур.
- Различные атрибуты субкультуры и методы их исследования