logo search
50 рублей / АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ правленные мною

4. Системная концепция образования

Отметив соотношение единого понимания педагогикой нового времени всей системы процессов формирования и развития субъекта социально значимой деятельности с системным пониманием развития содержания и форм проявления достигнутого на протяжении всей жизни субъекта, остановимся на центральной, наиболее широко известной и наиболее управляемой части этого целого – на образовании.

Издавна существует как минимум интуитивное понимание образования как специально организованного целенаправленного процесса превращения человеческого младенца в того индивида, который нужен для будущего.

Но такое определение недостаточно инструментально.

С давних пор самым главным в образовании виделось обучение: передать какие-то знания, сформировать какие-то приемы, научить каким-то действиям. Самый хороший раб – это высоко обученный раб, который много знает и много умеет. А уж что именно ему делать – хозяин решит и заставит. Для педагогики рыночно-конкурентного общества образование сводилось в основном к обучению. Добавлялось немного: надо было воспитать человека религиозным в духе соответствующей конфессии, законопослушным соответственно его месту в социальной структуре, почтительным к родителям и начальству, в случае чего готовым умереть «за веру, царя и отечество». Этого было в основном достаточно.

Для нового времени,  не для сегодняшнего дикого рынка, а для преодоления общего социального кризиса и кризиса личности в том числе, для преодоления кризиса семьи, государства, человечества – нужно принципиально иное понимание сущности образования.

Образование – это специально организованный целенаправленный системный процесс подготовки субъекта предстоящей жизнедеятельности в условиях недостатка или отсутствия внешнего управления и стимулирования, должного обеспечивать соответствие и эффективность практических действия данного субъекта объективным потребностям обеспечения устойчивости, прогресса и счастья его самого и зависящих от его деятельности социальных систем.

Сегодня и на будущее необходима подготовка именно свободно действующего субъекта, не просто исполнителя, подчиненного, не подданного, а именно самостоятельного субъекта. Субъект – это тот, кто самостоятельно выполняет всю последовательность действий от анализа ситуации и выбора целей до оценки практически полученного результата. На практике это требует более системно ориентированного и более инструментального понимания личности, ее ведущих системных качеств, задающих направленность, содержание, формы, активность и устойчивость всей системы жизнедеятельности, в которой профессиональная деятельность является лишь одной из составных частей, жизнедеятельности, основанной на самоуправлении, дополняемом внешней помощью и корректировкой. Только на основе такого понимания можно достаточно адекватно рассмотреть структуру требуемого образования как системного процесса.

Рассмотрим выделенные сущности по порядку.