logo search
50 рублей / АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ правленные мною

2. Системный подход – теоретическая основа педагогической теории и практики

Человечество дошло до такого периода в своем развитии, когда для обеспечения последующего прогресса необходимо изменить базовые парадигмы во всех обществоведческих науках и во всем социальном управлении. Парадигмы – это исходные базовые положения, на которых строится та или иная концепция, теория и управление практической деятельностью.

В связи с необходимостью полнее учитывать сложность реального мира появилось новое направление в научном познании – синергетика – наука о самоорганизации не полностью детерминированных сложных систем. Новая наука потребовала иного подхода и для развития смежных отраслей знания, и для успешного применения на практике новых научных достижений.

Для рассмотрения самоорганизующихся систем требуется более точный язык и несколько иная методология. Многие люди рассуждают о системах, но вкладывают в слово «система» самое разнообразное содержание. Наиболее точен язык технических специалистов по системотехнике, но перенести их разработки на решение человеческих проблем без обращения к системному подходу как общенаучному методу и без ряда существенных доработок этого метода применительно к специфике социальных систем трудно, а часто и невозможно. Помимо таких систем, как человек, общество, системами являются также интеллект, культура, образование. Соответственно, для их анализа, управления, корректировки их формирования и развития необходим системный подход, выраженный соответствующим языком. Этим и обусловлены предлагаемые уточнения.

В современной литературе система чаще всего определяется как совокупность элементов и связей между ними. Однако под такое определение подпадает и комплекс, поскольку не отражена качественная специфика системы как 4-го уровня принципиально различных видов совокупностей по возрастанию их сложности.

Случайное множество  совокупность объектов, объединенных произвольно, независимо от присущих им качеств.

Класс совокупность объектов, объединенных наличием у всех их минимум одного общего признака, значимого в заданном контексте.

Комплекс  совокупность объектов, объединенных относительно устойчивыми взаимосвязями, более значимыми, нежели взаимосвязи с окружающей средой, и создающими возможность проявить свойства отдельных объектов, которые не могут проявиться вне данного объединения, или создающими возможность получить эффект благодаря сложению недостаточных для этого возможностей отдельных объектов, входящих в данную совокупность.

Система – совокупность объектов, объединенных относительно устойчивыми взаимосвязями, более значимыми, нежели взаимосвязи с окружающей средой, и создающими новое качество (называемое эффектом системы), которым не обладают ни отдельные эти объекты, ни другие их совокупности.

Словом «объект» может обозначаться предмет, процесс, явление, знак, свойство чего-либо  то, что в данном конкретном случае рассматривается или подвергается целенаправленному воздействию, поскольку имеет значимость для того, кто к нему обратился.

Объект это в данном контексте часть соответствующего (реального или идеального) мира, имеющая достаточно большое с точки зрения проблематики действующего субъекта влияние на существование и развитие определенной части этого мира.

Соответственно, при выделении объекта нужно обозначать и контекст, в котором он значим, т. е. является именно объектом. Связи между объектами, образующими систему, могут постепенно или эпизодически меняться, но в целом они должны быть относительно устойчивыми. Как и в комплексе, в системе внутренние связи важнее связей внешних. Одни не исключают других  важно отношение по значимости.

Все изложенное относится и к комплексу, и к системе. Система отличается от комплекса образованием в ней принципиально нового качества, называемого эффектом системы, качества, которого нет ни у одного из составляющих ее компонентов, нет его и у любых других совокупностей этих компонентов, даже у полной их простой суммы. Емкость кадки, ее способность сохранять определенное количество жидкости  это именно эффект системы. Ни один из компонентов кадки, и даже полный набор этих компонентов, сложенный в кучу, хранить данный объем жидкости не может. Точно так же человеческое «Я»  это эффект системы. Невозможно сказать, в какой части тела помещается у человека его «Я».

Эффект системы прямому воздействию не поддается. Непосредственно на емкость бочки воздействовать невозможно. Эффект системы поддается лишь опосредованному воздействию через изменение компонентов, связей между ними или на того и другого вместе. Именно ориентация на эффект системы не позволяет смешивать разносторонний подход, подход комплексный и подход системный.

Системный подход – это метод анализа и принцип действия, целеполагания и (или) практического воздействия на структуру, согласно которым любые операции со структурой планируются и оцениваются с позиций итогового изменения эффекта системы.

Из определения системного подхода видно и его назначение: именно ради получения нужного эффекта создаются и совершенствуются системы, именно для целенаправленного изменения этого эффекта системы необходим системный подход.

Нередко требуется повысить эффективность использования системы путем задания наиболее эффективных режимов ее функционирования. В этом случае предстоит изменить не эффект системы, а его проявление. Системный подход и в этом случае имеет значение для ориентации в потенциальных возможностях системы по-разному проявлять свой эффект в зависимости от тех или иных факторов.

Уточним ряд терминов, используемых в системном подходе. Без соответствующих уточнений научные термины употреблять недопустимо, а содержание, обозначаемое одним и тем же термином, может изменяться в зависимости от контекста. В данном случае уточняется значение терминов в контексте системного подхода как общенаучного метода.

Состав  это качественно-количественная характеристика набора сущностей, образующих систему.

Если какой-то объект рассматривается как единое целое независимо от его реальной сложности, то он обозначается термином элемент.

Если составные части выделенной системы сами обладают системной сущностью и для общей системы важны эффекты системы ее составляющих, то эти составляющие рассматриваются как подсистемы, что особенно важно, если в рамках общей стратегии, присущей системе в целом, на уровне отдельных ее составляющих осуществляется собственное самоуправление. В свою очередь, каждая из систем реально входит составной частью в системы более высокого уровня. Если при этом рассматривается ее влияние на образование и проявление эффекта этой большей системы, то последняя обозначается как метасистема.

Организация в системном подходе означает комплекс способов связи элементов в системе. Слово «комплекс» понадобилось потому, что при соединении элементов в системе употребляются различные способы, но они должны быть согласованы между собой (экранировка, температурные режимы, устойчивость к вибрации и т. д.).

Особое внимание надо обратить на контекстный подход к определению термина «организация», который в управлении имеет другое значение, в административной деятельности третье, в юридической практике четвертое и т. д.

Структура в методологии системного подхода это общий термин для обозначения внутреннего строения системы по ее составу и организации с учетом их взаимосогласованности.

Состав, организация и структура составляют три исходные характеристики системы, производным от которых и является эффект системы.

Системный подход необходим как при обращении к социальным системам любого уровня (индивид, семья, бригада, предприятие, поселение, нация, государство, человечество в целом), так и к системным качествам субъектов социального действия (именно такими качествами являются личность, интеллект, культура и т. д.). Необходим он, соответственно, и для решения проблематики формирования и корректировки последующего развития важнейших системных качеств субъектов социальной деятельности. Корректное применение системного подхода составляет важнейшую задачу психологии, педагогики и социологии, политологии. А самое главное  это важнейшее условие эффективности практической деятельности по качественному преобразованию жизни в целом.

Если признана важность системного подхода как общенаучного метода в целом и как совершенно необходимого метода в психологии, педагогике и социологии нового времени, то задачу применения этого подхода при всем множестве конкретных случаев следует признать типовой. Это не устраняет необходимости в каждом конкретном случае вводить частные дополнения и уточнения, но типовая задача может и должна иметь алгоритм решения хотя бы в самом обобщенном его виде1.

Рассмотрим алгоритм системного подхода (анализа и воздействия).

1. Предварительно необходимо уточнить:

а) что является эффектом системы в данном случае. Одна и та же система может иметь несколько эффектов системы. В зависимости от значимого в каждом конкретном случае эффекта системы будут изменяться анализ и практическое воздействие;

б) какие изменения выделенного в качестве значимого для данного конкретного случая эффекта системы необходимо обеспечить; как именно, по каким критериям будут оцениваться его реальные изменения;

в) определить полный состав детерминирующих факторов создания и изменения эффекта системы с разделением их по группам:

 основание системы;

 создающие эффект системы;

 сохраняющие систему и сохраняющие полученный эффект;

г) определить критерии оценки степени взаимосогласованности между компонентами системы (между элементами и подсистемами).

2. Последовательно провести анализ и практическое воздействие со следующими целями (что нужно последовательно проверить и обеспечить):

 обеспечение соответствия элементов требуемой системе и требуемому эффекту системы;

 взаимосоответствие элементов;

 полнота набора элементов;

 достаточность и надежность основания системы;

 соответствие состава и организации между собой;

 переход от закона слабейшего звена, определяющего общую прочность цепи последовательно соединенных звеньев, к закону системы, согласно которому эффект системы ограничивается самым недостаточным из обеспечивающих его факторов. Прочность цепи, составленной из последовательно соединенных звеньев, не может быть выше прочности слабейшего из ее звеньев. Система сложнее простой цепи последовательно соединенных звеньев. Эффект системы ограничивается самым слабым из обеспечивающих его факторов1. Применительно к системе факторами, задающими эффект системы и изменение его величины, являются два вида факторов: создающие элементы наряду с их соединением и сохраняющие. Соответственно, немедленное прямое повышение эффекта системы требует вложений в самый слабый из создающих факторов;

 по достижении уровня следующего по недостаточности фактора усилия по наращиванию эффекта системы необходимо распределять между двумя, затем тремя, четырьмя и т. д. факторами вплоть до равномерного их распределения между всеми факторами, создающими эффект системы;

 совершенствование факторов сохранения эффекта системы:

а) центростремительных сил;

б) основания;

в) повышение степени взаимосоответствия всех факторов.

Дальнейшее повышение эффекта системы требует перехода на качественно новый уровень ее состава, организации, структуры и функционирования.

В реальной жизни обычно бывает важен не сам по себе эффект системы, а его проявление в том или ином более общем контексте. Применительно к людям речь должна идти о влиянии этого эффекта системы на достижение поставленных ими целей.

Ранее рассмотрен системный подход как общенаучный метод. В зависимости от той или иной области его применения могут потребоваться соответствующие дополнения с учетом общеметодологических требований и специфики конкретных систем.

Поскольку в данной работе нам этот общенаучный метод потребовался для социальной педагогической проблематики, рассмотрим важнейшие из необходимых в этом случае дополнений.

Эффективность любого метода принципиально ограничивается корректностью его применения в каждом конкретном случае. Корректность, в свою очередь, ограничивается уровнем понимания. А понимание как результат осмысления зависит от того, какое значение вкладывает субъект в те или иные термины и построенные на этих терминах формулировки, которые он использует при анализе. Поэтому для обеспечения адекватности понимания излагаемых материалов необходимо уточнить смысл, вкладываемый в ряд особенно широко используемых в дальнейшем терминов.

В ряде случаев эти пояснения не будут совпадать ни со словарями, ни с привычными обыденными представлениями. Это не означает, что отвергаются другие смыслы и выражающие их определения. Многие сущности многогранны и поворачиваются той или иной гранью в зависимости от контекста. Контекст же в каждом конкретном случае определяется исходя из целей субъекта.

Итак, внесем дополнительные уточнения в понятия для программирования действий по системному подходу и для оценки получаемых результатов.

Результат проявление действия причинно-следственных связей.

Результативность  отношение результата к затратам на его достижение.

Эффект это результат, соотнесенный с целью. Эффект при одной и той же величине результата может быть положительным, нулевым и даже отрицательным.

Цель это представляющийся для данного субъекта возможным вариант будущего, выбранный им в качестве наиболее предпочтительного с учетом затрат, требуемых для его достижения, становящийся основой самопрограммирования, критерием оценки промежуточных результатов и внутренним стимулом активности субъекта.

Восприятие цели при всей сознательности и разумности ее выбора имеет значительную эмоциональную основу. Разумность сама по себе не только не означает прогрессивности, но даже и не обязательно обеспечивает соответствие объективным требованиям сохранения устойчивости. Разумность означает, что данный результат является итогом осознаваемой мыслительной обработки известной субъекту информации. При этом возможны как неполнота исходных данных, так и прямые ошибки в рассуждениях.

Уточнение термина «цель» сразу же позволяет увидеть принципиальную разницу между целью и задачей. Задачи перед человеком можно и поставить. Цели и их иерархию в той или иной ситуации человек может выбрать только сам. К любой поставленной извне задаче должна добавиться собственная цель исполнителя: решать или уклоняться, если решать – то по каким критериям, если уклоняться – то куда и как. И варианты при этом могут быть самыми разными, поскольку решающий задачу действует на достижение не своей цели, а кого-то другого, хотя бы и заботящегося о благе исполнителя. Проблему можно сообщить или помочь увидеть, почувствовать. Но без задачи по ее решению и без соответствующих целей знание проблемы может не только не задать новой деятельности, но даже и на прежней деятельности субъекта не отразиться. В виде набора задач или перечня проблем, которые надо бы решить субъекту, можно предоставить материал для выделения и выбора целей. Можно поставить человека в ситуацию, благоприятствующую выбору той или иной цели или заграждающую принятие определенных целей. Но сформулировать и принять цель в качестве основания собственной активности может только сам субъект. В зависимости от места и роли новой цели в субъективной картине мира, в зависимости от чувственно-эмоциональной основы данной цели у человека возникает то или иное состояние целеустремленности.

Целеустремленность субъекта выражается прежде всего в устойчивости направления соответствующей деятельности и в ее активности.

Активность деятельности – это обозначение относительной величины использования субъектом имеющихся в его распоряжении возможностей для данной деятельности при отсутствии или недостаточности внешнего контроля и стимулирования.

Как правило, в любой конкретной деятельности субъект использует только часть (большую или меньшую) имеющихся, доступных и известных ему возможностей осуществления данной деятельности. Отношение этой используемой части ко всем реально имеющимся возможностям и является показателем активности данного субъекта в данной деятельности для данного конкретного случая. Но это утверждение верно только в отношении субъекта с достаточной свободой воли: если деятельность протекает под действенным контролем и мера использования имеющихся возможностей задается соответствующими стимулами, то уместно говорить об интенсивности деятельности объекта управления, а не об активности субъекта. В реальной жизни чаще всего наблюдается сочетание ролей объекта и субъекта в том или ином их соотношении. Но смешивать понимание этих ролей не следует. И если словом «активность» слишком часто обозначают интенсивность деятельности или даже ее объем в заданном отрезке времени, то это нередко служит средством маскировки реальной манипуляции людьми, при которой объекты внешнего управления должны субъективно ощущать себя свободными субъектами.

Можно и нужно говорить и об активности субъекта в целом. В этом случае данное понятие будет обозначением системы присущих данному субъекту качеств, обеспечивающих активность соответствующих видов деятельности. Вне деятельности данная система качеств не может проявиться, хотя сами по себе эти качества в том или ином их соотношении и взаимосвязи присущи субъекту и в перерывах между внешними их проявлениями. Но при этом важен оптимум обобщения. Вместо узкого рассмотрения всех частностей можно и нужно обратиться к устойчивым подсистемам присущих данному субъекту качеств, которые с относительной вариативностью позволяют прогнозировать характеристики широкого спектра различных видов его деятельности в еще не наступившей ситуации. Такая характеристика активности субъекта в значительной мере отражает специфику его направленности. Но можно и нередко нужно бывает подняться еще на одну ступень обобщения, рассматривая способность и готовность к активной жизнедеятельности в целом. Здесь проходит разделение между теми, кто безвольно подчиняется даже случайным обстоятельствам, и теми, кто выбирает себе большие, высокие цели и стремится к их достижению наперекор даже очень трудным условиям своей жизни. В сочетании с компетентностью и духовностью это выводит человека на иные уровни свободы и субъектности.

Необходимо также различать эффект и эффективность.

Эффективность это отношение эффекта к затратам по заданному критерию. Оценка эффективности должна предполагать и цель, и вид учитываемых при ее достижении используемых ресурсов.

Введем постоянные критерии оценки эффективности системы, на которые будем ориентироваться в применении системного подхода для управления формированием и развитием всех феноменов, о которых в дальнейшем пойдет речь.

Устойчивость сохранение системой своей основной сущности вопреки воздействию отклоняющих или противодействующих факторов.

Не смешивать устойчивость с неподвижностью, с неизменностью. Для сохранения своей основной сущности при реально постоянно изменяющихся условиях ее существования система должна находиться в движении (хотя бы по внешней форме), адекватном изменению этих внешних условий. Точно так же система должна реагировать на возникающие внутри нее изменения. Но устойчивость – это все же критерий для оценки системы в относительной ее статике, в относительно небольшом промежутке времени. При сколько-нибудь значимом увеличении этого временного отрезка обнаруживается объективность развития всех без исключения систем. Разница только в направленности, скорости и во внешних формах проявления этого развития.

Развитие последовательность в целом однонаправленных изменений.

Именно направленность является важнейшим параметром развития, первоочередным относительно скорости, не говоря уже о формах проявления. Увядание, разрушение, смерть – это тоже развитие.

Прогресс это такое развитие, в ходе которого увеличивается эффективность использования потенциала системы и сам этот потенциал без снижения устойчивости данной системы.

Потенциал способность целенаправленно воздействовать на внешнюю и внутреннюю среду. Именно благодаря своему потенциалу система может поддерживать адекватность своего движения реальному изменению условий своего существования. Следствием проявления потенциала системы должен быть не любой результат, а именно эффект. Эффект же, в свою очередь, зависит от того, как именно используется системой уже имеющийся у нее потенциал.

Очередность изменений должна быть именно такой: сначала повышение эффективности использования уже имеющегося потенциала, а затем уже наращивание этого потенциала. Поддержание устойчивости как минимум на прежнем уровне является и эффектом от использования потенциала, и граничным условием, при нарушении которого все остальное утрачивает прежний смысл. Любое нарушение указанных приоритетов и граничного условия может привести к катастрофе. Повышение эффективности использования уже имеющегося потенциала должно опережать наращивание этого потенциала.

Все вышеизложенное относится к системному подходу как к общенаучному методу, применимому ко всем системам и ориентированному только на объективную их сущность.

Человек же – существо объективно-субъективное. Характеристики его субъективного обладают принципиальной значимостью даже для его биологической основы. Системный подход в применении к социальным системам от индивида до цивилизации в целом окажется недостаточно эффективен, если не будет дополнен соответственно ориентирующим критерием. Критерий этот должен быть системно обобщающим по отношению к тому, что отражается психикой человека и что влияет на это отражение. Он должен соответственно сущности человека быть объективно-субъективным.