Футбольные фанаты
Популярность футбола в нашей стране сегодня мало связана с увлечением спортом. Футбол – скорее, массовое зрелище, шоу. Так же, как и фанатское движение – это не спортивная субкультура.
Футбольные фанаты – это субкультура, объединяющая молодых людей, активно болеющих за «свою» команду. Принадлежность к этой субкультуре включает в себя поддержку любимой команды на матче (а вне игры фанаты изучают всю информацию, объединяются в фан-клубы, следят за жизнью «своих» игроков), стиль одежды, особенности мировоззрения.
Фанаты отличают себя от других активных почитателей футбола, которых они называют «кузьмичи» или «животы» – тех, кто активно болеет на стадионе, может даже поехать в другую страну посмотреть игру, но не относится к субкультуре. Внутри самого фанатского движения выделяются различные группы, в основном деление осуществляется по таким признакам: дерутся за свою команду или просто болеют на стадионе («хулиганы» и «скаферы»), также встречается деление на «ultras» и «lads».
Ultras – это радикальная часть фанатского общества, любители подраться, группа, отчасти близкая к националистическим кругам. Lads отличаются большей респектабельностью – если это слово вообще может быть применимо к двадцатилетним. Они, как правило, одеты в стиле «casual» – внешне скромно, но те, кто в этом разбирается, поймут и увидят «своего».
Правда, эти понятия («ultras» и «lads», «хулиганы» и «скаферы») все время изменяются, и среди самих фанатов нет единого понимания, что они означают. Друг друга фанаты называют «парни».
Как правило, внешние характеристики фанатов – это полуспортивный стиль, традиционно – голубые джинсы и кроссовки.
Поскольку фанаты – публика разношерстная, то в одежде, обуви и прическах можно увидеть черты стиля различных и даже, кажется, несовместимых субкультур – клабберов, неформалов, скинов.
Как ни странно, но субкультура футбольных фанатов в России идеологически близка к националистическому движению. На сайте болельщиков Спартака проводили опрос об отношении к скинхедам. Были получены такие данные:
Таблица 4.1.
- Кафедра культурологии и социологии
- Раздел 1. Теоретические основы изучения молодежных субкультур.
- Тема 1.1. Понятие «культура». Различные подходы к изучению феномена.
- 1. Почему, на ваш взгляд, в социологии не существует единого определения культуры?
- 1. Дайте определение понятию «субкультура», «контркультура».
- Раздел 2. Методы изучения молодежных субкультур.
- Тема 2.1. Количественные и качественные методы
- Количественная методология.
- Качественная методология.
- Тема 2.2.
- Особенности стратегий социологического
- Исследования при изучении молодежных
- Субкультур.
- Кейс-стади.
- Этнографическое исследование.
- 1. Приведите примеры организаций, которые можно было бы исследовать с помощью стратегии кейс-стади.
- Разновидности интервью.
- Техники составления гайда:
- 1. Приведите примеры тем исследования, которые следует изучать с помощью метода глубинного интервью.
- Невключенное наблюдение.
- Включенное наблюдение.
- Стандартизованное (формализованное) наблюдение.
- 1. Обсудите в подгруппах: какие виды исследований субкультур исключают возможность наблюдения.
- Разновидности массовых опросов: анкетирование и формализованное интервью.
- Анкетирование: различные виды.
- 1. Предложите свои способы увеличения количества возвращаемых анкет при опросе через Интернет.
- 1. Приведите примеры официальных документов, анализ которых может быть полезен с точки зрения изучения молодежных субкультур.
- Метод наблюдения.
- Метод анализа документов и других источников информации о субкультуре.
- Раздел 3. Применение субкультурного подхода в работе с молодежью.
- Тема 3.1. Маркетинг, основанный на субкультурном подходе.
- 1. «Экономические».
- 2. «Психологические».
- 3. «Социологические».
- Теория символического интеракционизма, субкультуры и эффективная маркетинговая политика.
- Значащие символы и субкультуры.
- Маркетинг, основанный на изучении значащих символов и их использовании в продвижении продуктов.
- 1. Приведите примеры рекламных роликов, в которых используются субкультурные символы?
- 1. Как можно использовать субкультурный подход при разработке социальной рекламы?
- 1. Проанализируйте типологии, разработанные Толстых и Фроловым. Как вам кажется, насколько эти типологии отражают современную субкультурную дифференциацию?
- Скинхеды
- Футбольные фанаты
- Ответ на вопрос «Как вы относитесь к скинхедам?»
- Байкеры
- Стрейт-эджеры
- Эмо-киды
- Гопники
- Список литературы
- Включенное наблюдение. Контрольный лист – Дж. Спрэдли.
- Некоторые примеры сленговых особенностей различных субкультур.
- Различные атрибуты субкультуры и методы их исследования