logo search
вопросы к госам бакалавры продюсеры

Технологии арт-менеджмента в культурно-досуговой индустрии

Профессор В.Е. Новаторов отмечает, что: «С развитием рыночных отношений культурно-досуговая деятельность постепенно трансформируется в индустрию досуга». Удовлетворенность качеством организации своего досуга, доступностью тех или иных развлечений и форм досуга является для человека не только индикатором его социального положения, но и показателем развития экономики страны в целом и социально-культурной отрасли в частности.

Весьма актуально рассмотрение вопроса использования технологий арт-менеджмента в культурно-досуговой индустрии, так как понятие "индустрия" подразумевает индустриально-техническую, технологическую и предпринимательскую сущность досуговой деятельности. Профессор Г.Н.Новикова определяет арт-менеджмент как “управление процессом создания художественных ценностей (материальных и духовных), продвижения на рынок культурных услуг результатов творческой деятельности авторов¸ режиссеров, исполнителей и организационных усилий коллектива организации (продюсерского центра, фирмы). Использование технологий арт-менеджмента в культурно-досуговой индустрии имеет свою специфику, так как культурно-досуговый продукт существует как в вещественно-материальном, так и в невещественном виде. Культурно-досуговая индустрия предполагает создание и массовое тиражирование культурно-досуговых и развлекательных товаров и услуг. Основные ее составляющими следующие: развлекательная индустрия, интернет-индустрия, туристический, модельный, галерейно-выставочный, музыкальный и шоу-бизнес (в том числе цирки), индустрия аудио- и видеопродукции, спортивно-развлекательный бизнес (спортивные, рекреационные лагеря, горнолыжные курорты, базы отдыха и др.) и спортивно-зрелищная индустрия, игровая и образовательная индустрии.

В культурно-досуговой индустрии организационные и управленческие аспекты деятельности имеют свои особенности, связанные с ролью отдыха, развлечений и рекреации в жизни общества и человека.

Успех в культурно-досуговой индустрии (как и в любой другой) зависит от возврата вложенных средств через реализацию продукции. Следовательно, ориентация на потребителя, формирование и удовлетворение спроса в пространстве свободного времени становятся приоритетом и конечным результатом деятельности организаций культурно-досуговой сферы .

Более подробно остановимся на значении маркетинга в арт-менеджменте культурно-досуговой индустрии. Применительно к рассматриваемому нами вопросу маркетинг - это деятельность, направленная на рыночное продвижение посредством производственных технологий и управленческих методов, новых культурно-досуговых товаров, услуг и продуктов.

Ведется активный поиск новых маркетинговых схем, например, тактика - "не публика доставляется к культурному и досуговому продукту, а продукт - к публике; тактика адресности и дифференцированности создаваемого досугового продукта).

Одним из важнейших маркетинговых инструментов в культурно-досуговой индустрии становится комплексность услуг (культура плюс индустрия развлечений, плюс здоровье, плюс спорт и образование). Создаются многофункциональные культурно-развлекательные и рекреационно-досуговые центры для всей семьи. Главной целью фактически становится создание, продвижение и тиражирование культурно-досугового продукта и потребление его широкой аудиторией.

Все более и более серьезным конкурентом учреждениям культуры на рынке свободного времени в последнее время становятся торговые центры. Под одной крышей здесь собраны не только бутики, но и целая сеть ресторанов, баров и кофеен, киноцентр с несколькими залами, детский клуб (где можно оставить ребенка на время похода по магазинам), боулинг, бильярд, караоке, массаж, фитнесс, альпийская горка и т.д. Т. е. создана разносторонняя шопинго-развлекательная и рекреационная зона для всей семьи».

Таким образом создается среда для приятного времяпрепровождения, межличностной коммуникации и потребления культурных и досуговых товаров и услуг.

Еще один важнейший принцип продвижения культурного продукта - это адресность и дифференцированость культурно-досугового товара, проекта или услуги. Чем точнее сформулировано, что за продукт, кому он предназначен и, соответственно, какими способами он будет продвигаться, тем выше коэффициент полезного действия.

Следующий базовый принцип продвижения культурного предложения - это масштаб коммуникации. Добиться реального результата можно только систематичностью действий. Это ошибочное мнение и тактически неверное. Необходима систематическая продуманная сообразующаяся с масштабом и целевой аудиторией PR- и рекламная кампания.

Поскольку культурное предложение продвигается на различные рынки, специалисты выделяют основные стратегические направления:

– продвижение привычного продукта на новые рынки;

– продвижение нового продукта на привычные рынки;

– продвижение нового продукта на новые рынки;

– продвижение привычного продукта на привычные рынки.

И последнее на чем хотелось бы остановиться, это два стратегических направления, выделяемых, например, Лебедевой Е.А.:

– продвижение товаров и услуг

– продвижение организации и ее деятельности.

Поскольку на рынок выбрасывается много сходных товаров и услуг, имидж производителя зачастую оказывает решающее влияние на уровень спроса. Во главу угла ставится доверие к качеству и подлинности товара или услуги. А когда речь идет о сфере досуга, то тут люди и вовсе потребляют не столько сами товары и услуги, сколько их символическое значение. А потому работа с имиджем и престижем становится важнейшим направлением деятельности любого учреждения культуры.

Заметно меняются представления о том, как устроена экономика досуга в современном мире, какие экономические механизмы и управленческие технологии обеспечивают необходимый приток ресурсов в сферу культурно-досуговой индустрии.

Специалистам культурно-досуговой индустрии важно опираться на мировой опыт использования управленческих, экономических, маркетинговых стратегий и технологий.