logo
Психология методичка ЗФ

Основные понятия психологии и педагогики:

1.Психология – наука о психике в ее развитии. Психология – наука о человеке и его духовной сущности.

2.Психика, душа – это внутренний мир человека, который возникает в процессе взаимодействия с окружающим Миром, в процессе активного отражения этого Мира. Психика – это субъективное отражение объективного Мира, являющееся свойством высокоорганизованной материи (мозга).

3.Методы психологии: наблюдение, эксперимент, метод проекции, метод опроса: устный (диалог, беседа, интервью); письменный (тесты, анкеты, опросники) и др.

4.Известные ученые-психологи: В.Вундт, З.Фрейд, К.Юнг, А.Адлер, Ж.Пиаже, К.Роджерс, А.Маслоу, Ч.Тойч, С.Грофф, И.М.Сеченов, И.П.Павлов, В.М.Бехтерев, С.Л.Рубинштейн, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Б.Г.Ананьев и др.

5.Сознание – это осознание чего-либо. Сознание – высший уровень психического отражения человеком действительности, ее представленность в виде обобщенных образов и понятий.

6.Бессознательное – совокупность психических процессов, неосознаваемых и неконтролируемых самим человеком. Подсознание – это те представления, желания, действия, устремления, которые ушли из сознания, но могут потом в него вернуться.

7.Ощущение – отражение отдельных свойств предметов, непосредственно воздействующих на наши органы чувств (виды: зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, осязательные, двигательные, внутренние и др.).

8.Восприятие (перцепция) – это целостное отражение предметов и явлений объективного мира в сознании человека (свойства: целостность, предметность, обобщенность, константность, осмысленность, избирательность, предвзятость, идеализация и др.)

9.Мышление – высшая форма творческой активности человека. Мышление – процесс переработки информации в поисках решения какой-либо задачи. Мышление – высшая ступень человеческого познания, позволяющая понять сущность предметов и явлений, их взаимосвязь, закономерность развития. В мышлении человек рассматривает интересующий предмет в связях, которые ему не даны в непосредственном восприятии.

10.Воображение – это психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи. Воображение – специфически человеческое свойство. Вся человеческая культура – результат творчества и воображения человека.

11.Внимание – направленность и сосредоточенность сознания на что-либо (виды: природное и социальное, непроизвольное, произвольное, постпроизвольное и др.; свойства: устойчивость, концентрация, объем, распределение, переключаемость, избирательность, колебания и др.).

12.Память – запечатление, сохранение и воспроизведение информации (виды: генетическая, кратковременная, долговременная, логическая, зрительная и др.)

13.Индивид – биологическое существо, единичный представитель вида «человек разумный».

14.Личность – социальное существо, субъект социальных отношений и сознательной деятельности (эпитеты: сильная, независимая, энергичная).

15.Индивидуальность – особая и непохожая на других личность в полноте ее духовных и физических свойств. Индивидуальность – неповторимое своеобразие человеческой личности, высшая ступень развития ее способности воссоздавать и совершенствовать общечеловеческие ценности (эпитеты: яркая, неповторимая, творческая).

16.Человек – общее понятие, биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями (абстрактно-логическим мышлением, логической памятью, воображением и др.). Человек – биопсихосоциокультурное существо (Беляева Л.П.), ноосферное существо (Вернадский В.И.), геокосмическое существо (Федоров Н.Ф.), космическое явление (Циолковский К.Э.).

17.Воля – сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий.

18.Развитие – целенаправленный процесс последовательного изменения нравственно-духовных, интеллектуальных и физических качеств человека.

19.Эмоции и чувства – переживания человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности, к тому, что он познает, к себе и другим людям (гнев, радость, стрессы, аффект, фрустрация, любовь, дружба и др.).

20.Общение – процесс взаимодействия между людьми, в ходе которого возникают, проявляются и формируются межличностные отношения, происходит обмен мыслями, информацией, чувствами, переживаниями. Общение – социально-психологический процесс взаимодействия и взаимопонимания между людьми.

21.Темперамент – соотношение индивидуальных особенностей человека, характеризующее динамику его деятельности. Темперамент – это те врожденные особенности человека, которые обуславливают динамические характеристики скорости и интенсивности реагирования, степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде.

22.Характер – совокупность устойчивых и постоянно проявляющихся черт и качеств личности.

23.Педагогика – наука о воспитании и обучении. Педагогика – наука об образовании. Педагогика наука о том, как воспитывать Человека, как помочь ему стать духовно богатым, творчески активным и вполне удовлетворенным жизнью, найти равновесие (гармонию) с обществом, Природой и с самим собой. (Я.А.Коменский, Ж.Ж.Руссо, И.Песталоцци, И.Гербарт, А.Дистервег, М.Ломоносов, К.Ушинский, К.Вентцель, А.Макаренко, В.Сухомлинский и мн.др.)

24.Обучение – процесс непосредственной передачи информации. Обучение – целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников. Он направлен на усвоение знаний, умений и навыков; развитие умственных сил и формирование мировоззрения.

25.Воспитание – организованный и целенаправленный процесс формирования личности, становление Человека (виды: нравственное, трудовое, физическое, интеллектуальное, эстетическое и др.).

26.Образование – специально организованная система внешних условий, создаваемых в обществе для развития Человека. Образование трактуют как процесс и результат усвоения человеком опыта поколений в виде системы отношений, знаний, умений и навыков. Образование – это многообразная личностно-ориентированная деятельность, обеспечивающая самоопределение, саморазвитие и самореализацию человека в динамичной социокультурной среде. Это становление, развитие, рост самой личности как таковой. Образование – это формирование образа мыслей и действий человека в обществе, создание Человека в соответствии с его качеством, мерой, сущностью.

Приложение 2