Основные понятия психологии и педагогики:
1.Психология – наука о психике в ее развитии. Психология – наука о человеке и его духовной сущности.
2.Психика, душа – это внутренний мир человека, который возникает в процессе взаимодействия с окружающим Миром, в процессе активного отражения этого Мира. Психика – это субъективное отражение объективного Мира, являющееся свойством высокоорганизованной материи (мозга).
3.Методы психологии: наблюдение, эксперимент, метод проекции, метод опроса: устный (диалог, беседа, интервью); письменный (тесты, анкеты, опросники) и др.
4.Известные ученые-психологи: В.Вундт, З.Фрейд, К.Юнг, А.Адлер, Ж.Пиаже, К.Роджерс, А.Маслоу, Ч.Тойч, С.Грофф, И.М.Сеченов, И.П.Павлов, В.М.Бехтерев, С.Л.Рубинштейн, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Б.Г.Ананьев и др.
5.Сознание – это осознание чего-либо. Сознание – высший уровень психического отражения человеком действительности, ее представленность в виде обобщенных образов и понятий.
6.Бессознательное – совокупность психических процессов, неосознаваемых и неконтролируемых самим человеком. Подсознание – это те представления, желания, действия, устремления, которые ушли из сознания, но могут потом в него вернуться.
7.Ощущение – отражение отдельных свойств предметов, непосредственно воздействующих на наши органы чувств (виды: зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, осязательные, двигательные, внутренние и др.).
8.Восприятие (перцепция) – это целостное отражение предметов и явлений объективного мира в сознании человека (свойства: целостность, предметность, обобщенность, константность, осмысленность, избирательность, предвзятость, идеализация и др.)
9.Мышление – высшая форма творческой активности человека. Мышление – процесс переработки информации в поисках решения какой-либо задачи. Мышление – высшая ступень человеческого познания, позволяющая понять сущность предметов и явлений, их взаимосвязь, закономерность развития. В мышлении человек рассматривает интересующий предмет в связях, которые ему не даны в непосредственном восприятии.
10.Воображение – это психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи. Воображение – специфически человеческое свойство. Вся человеческая культура – результат творчества и воображения человека.
11.Внимание – направленность и сосредоточенность сознания на что-либо (виды: природное и социальное, непроизвольное, произвольное, постпроизвольное и др.; свойства: устойчивость, концентрация, объем, распределение, переключаемость, избирательность, колебания и др.).
12.Память – запечатление, сохранение и воспроизведение информации (виды: генетическая, кратковременная, долговременная, логическая, зрительная и др.)
13.Индивид – биологическое существо, единичный представитель вида «человек разумный».
14.Личность – социальное существо, субъект социальных отношений и сознательной деятельности (эпитеты: сильная, независимая, энергичная).
15.Индивидуальность – особая и непохожая на других личность в полноте ее духовных и физических свойств. Индивидуальность – неповторимое своеобразие человеческой личности, высшая ступень развития ее способности воссоздавать и совершенствовать общечеловеческие ценности (эпитеты: яркая, неповторимая, творческая).
16.Человек – общее понятие, биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями (абстрактно-логическим мышлением, логической памятью, воображением и др.). Человек – биопсихосоциокультурное существо (Беляева Л.П.), ноосферное существо (Вернадский В.И.), геокосмическое существо (Федоров Н.Ф.), космическое явление (Циолковский К.Э.).
17.Воля – сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий.
18.Развитие – целенаправленный процесс последовательного изменения нравственно-духовных, интеллектуальных и физических качеств человека.
19.Эмоции и чувства – переживания человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности, к тому, что он познает, к себе и другим людям (гнев, радость, стрессы, аффект, фрустрация, любовь, дружба и др.).
20.Общение – процесс взаимодействия между людьми, в ходе которого возникают, проявляются и формируются межличностные отношения, происходит обмен мыслями, информацией, чувствами, переживаниями. Общение – социально-психологический процесс взаимодействия и взаимопонимания между людьми.
21.Темперамент – соотношение индивидуальных особенностей человека, характеризующее динамику его деятельности. Темперамент – это те врожденные особенности человека, которые обуславливают динамические характеристики скорости и интенсивности реагирования, степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде.
22.Характер – совокупность устойчивых и постоянно проявляющихся черт и качеств личности.
23.Педагогика – наука о воспитании и обучении. Педагогика – наука об образовании. Педагогика наука о том, как воспитывать Человека, как помочь ему стать духовно богатым, творчески активным и вполне удовлетворенным жизнью, найти равновесие (гармонию) с обществом, Природой и с самим собой. (Я.А.Коменский, Ж.Ж.Руссо, И.Песталоцци, И.Гербарт, А.Дистервег, М.Ломоносов, К.Ушинский, К.Вентцель, А.Макаренко, В.Сухомлинский и мн.др.)
24.Обучение – процесс непосредственной передачи информации. Обучение – целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников. Он направлен на усвоение знаний, умений и навыков; развитие умственных сил и формирование мировоззрения.
25.Воспитание – организованный и целенаправленный процесс формирования личности, становление Человека (виды: нравственное, трудовое, физическое, интеллектуальное, эстетическое и др.).
26.Образование – специально организованная система внешних условий, создаваемых в обществе для развития Человека. Образование трактуют как процесс и результат усвоения человеком опыта поколений в виде системы отношений, знаний, умений и навыков. Образование – это многообразная личностно-ориентированная деятельность, обеспечивающая самоопределение, саморазвитие и самореализацию человека в динамичной социокультурной среде. Это становление, развитие, рост самой личности как таковой. Образование – это формирование образа мыслей и действий человека в обществе, создание Человека в соответствии с его качеством, мерой, сущностью.
Приложение 2
- Психология и педагогика
- 30 Июня 2010 г.
- Ведение
- Перечень тем контрольных работ
- Тема 1: мозг и психика
- Тест «Правое или левое?»
- Тест «Логическое мышление»
- Тема 2: внимание
- Задание 1. Исследование избирательности внимания
- Задание 2. Исследование концентрации внимания
- Тест «Внимательный ли Вы человек?»
- Тема 3: память
- Тест «Кратковременная зрительная память»
- Тест «Выявление уровня развития словесно-логической памяти»
- Тема 4: темперамент
- Тест на определение типа темперамента (по Гиппократу):
- Задание 1. Исследование силы нервной системы
- Задание 2. Исследование типов темперамента
- Тема 5: характер
- Задание 1.
- Задание 2: Составление психологического портрета на человека (план – ориентир):
- Задание 3: Исследование акцентуации характера
- Тест-опросник Леонгарда-Шмишека:
- Тест «Мужественный или женственный у Вас характер?»
- Тест «Определите тип своего характера»
- Тест «Ваши черты характера: познайте их»
- Тема 6: эмоции и чувства
- Задание 1: Исследование эмпатических способностей.
- 3Адание 2: Самооценка экстравертности, ригидности и тревожности
- Задание 3: Самооценка депрессии
- Тема 7: восприятие и понимание человека человеком
- Тема 8: процессы мышления и воображения.
- Тема 9: психология и восприятие цвета. Влияние цвета на жизнедеятельность человека. Цветотерапия
- Тема 10: задатки и способности, талант и гениальность. Факторы возникновения и их сущность. Проблема одаренных детей в современном обществе
- Тема 11: речь как психический процесс
- Тема 12: изучение себя как фактор формирования личности
- Тема 13: лидер и лидерство
- Тема 14: личность. Условия личностной самореализации
- Тема 15: современная деловая женщина: особенности имиджа, мышления и поведения
- Тема 16: современные детские и молодежные движения
- Тема 17: наркотики и их действие на организм человека
- Тест «Предрасположен ли ты к наркотикам?»
- Тема 18: девиантное поведение в молодежной среде
- Что мешает Вам бросить курить?
- I группа мотивов
- II группа мотивов
- Тема 19: психология компьютерных игр
- Тема 20: делинквентная психология (формирование преступного поведения. Причины преступности)
- Тема 21: любовь и брак. Социальные аспекты супружеских конфликтов
- «Вступая в Брачный союз...»
- Тема 22: личность и деятельность. Понятие и строение человеческой деятельности
- Ждет ли Вас блестящая карьера?
- Тема 32: сравнительная характиристика женской и мужской психологии
- Тема 24: психология народов и анализ массового поведения
- Тема 25: причины возникновения отрицательных эмоций и меры профилактики стресса
- Тема 26: зигмунд фрейд и психоаналитическая педагогика
- Тема 27: воспитание и индивидуальные особенности личности
- Тема 28: психологиия формирования общечеловеческих ценностей. Формирование ценностных ориентаций
- Тема 29: категория «воспитание» в истории развития философско-педагогических взглядов
- Тема 30: нормативно-правовое обеспечение образования
- Тема 31: Воспитание гражданственности современного человека
- Тема 32: информационные технологии в обучении
- Тема 33: образование XXI века: цели и задачи, тенденции и перспективы развития. Образовательная политика в россии
- Тема 34: от глиняной таблички к университету: мировые образовательные системы
- Тема 35: условия успешного воспитания ребенка в семье. Виды ложного родительского авторитета. Ошибки семейного воспитания
- Тема 36: детство и ребенок в системе развития гуманистической педагогики
- Тема 37: роль отца в воспитании ребенка
- Тема 38: воспитательный климат семьи и его влияние
- Тема 39: половое просвещение и воспитание: пределы допустимого и необходимого
- Тема 40: история становления и развития образования
- Тема 41: м.В.Ломоносов как ученый и педагог
- Тема 42: национально-региональный компонент
- Тема 43: семейная педагогика
- Тема 44: о воспитании ребенка в поморской педагогике
- Допольнительные темы:
- Список дополнительной литературы:
- Приложение
- Основные понятия психологии и педагогики:
- План-ориентир по составлению психологического портрета на человека:
- Примеры черт характера и свойств личности для составления психологического портрета или написания характеристики