Задание 1: Исследование эмпатических способностей.
Самооценку человека весьма целостно представляет методика определения способности к эмпатии. Результаты ее применения существенны также для социально-психологической характеристики человека в плане индивидуально-своеобразных возможностей овладения им своей родовой сущностью в конкретных межличностных отношениях.
Эмпатия (как сопереживание), уже по ее определению, предполагает эмоциональные, непосредственные реакции на поведение других людей вплоть до подражания их действиям. На основе эмпатии человек скорее познает себя и становится способным сочувствовать себе подобным, понимая и предугадывая их состояние. Развитые эмпатические способности свидетельствуют об адекватном жизненном опыте и о возможности самоконтроля по отношению к явлениям агрессивности, фрустрированности и ригидности.
Инструкция. Ответьте «да» или «нет» на предлагаемые вопросы:
Меня огорчает, когда я вижу, что кто-то чувствует себя одиноко среди людей.
Люди преувеличивают восприимчивость животных и их способность чувствовать.
Мне неприятно, когда люди открыто проявляют свои чувства.
Меня раздражает в несчастных людях то, что они всегда себя жалеют.
Я тоже начинаю нервничать, если кто-то нервничает рядом со мной.
Я считаю, что плакать от счастья глупо.
Я принимаю близко к сердцу проблемы своих друзей или подруг.
Иногда песни о любви очень трогают меня.
Я очень волнуюсь, если нужно сообщить людям неприятные для них новости.
Люди, окружающие меня, сильно влияют на мое настроение.
Большинство иностранцев, которых я встречал, казались мне холодными и неэмоциональными.
Мне больше нравятся профессии, требующие общения с людьми.
Я не слишком расстраиваюсь, если мои друзья или подруги действуют неверно.
Мне нравится видеть, как люди принимают подарки.
Одинокие люди часто недоброжелательны.
Я расстраиваюсь, если вижу плачущего человека.
Слушая некоторые мелодии, я чувствую себя счастливо.
Когда я читаю какой-нибудь роман, я так переживаю, как будто все это происходит на самом деле.
Я всегда сержусь, если вижу, что с кем-нибудь плохо обращаются.
Меня не очень беспокоит даже то, что некоторые люди вокруг меня заплачут.
Если мои подруги или друзья начинают обсуждать со мной свои проблемы, я стараюсь перевести разговор на другую тему.
Когда я бываю в кино, меня удивляет, почему многие зрители всерьез принимают фильмы, плачут и вздыхают.
Чужой смех меня не заражает, люди часто смеются вообще бессмысленно.
Когда я принимаю решение, чувства других людей по этому поводу меня не волнуют.
Я теряю душевное равновесие, если окружающие чем-то угнетены.
Мне тяжело видеть, если люди часто расстраиваются даже из-за пустяков.
Я расстраиваюсь при виде страданий животных.
Довольно глупо переживать о том, что происходит в книгах.
Беспомощность старых людей меня угнетает.
Чужие слезы вызывают у меня скорее раздражение, чем сочувствие
Мне нравится переживать за судьбу героев кинофильмов.
Иногда я замечаю, что могу отнестись равнодушно к волнениям окружающих.
Мне кажется, что маленькие дети чаще всего плачут без всяких причин.
Обработка результатов. За каждый ответ ставится 1 балл. Сумма баллов за ответы «да» на вопросы: 1, 5, 7, 8, 9, 10, 12, 14, 15, 16, 17, 18 19, 25, 26, 27, 29, 31; плюс сумма баллов за ответы «нет» на вопросы: 2, 3, 4, 6, 11, 13, 20, 21, 22, 23, 24, 28, 30, 32, 33.
ЭС = (сумма «да» + сумма «нет») х 60/33 + 20.
Значения диапазонов определения эмпатических способностей: обычные для принятой нами универсальной шкалы: низкие - 20-30 баллов; средние - 31-45 баллов; высокие - 46 баллов и выше.
- Психология и педагогика
- 30 Июня 2010 г.
- Ведение
- Перечень тем контрольных работ
- Тема 1: мозг и психика
- Тест «Правое или левое?»
- Тест «Логическое мышление»
- Тема 2: внимание
- Задание 1. Исследование избирательности внимания
- Задание 2. Исследование концентрации внимания
- Тест «Внимательный ли Вы человек?»
- Тема 3: память
- Тест «Кратковременная зрительная память»
- Тест «Выявление уровня развития словесно-логической памяти»
- Тема 4: темперамент
- Тест на определение типа темперамента (по Гиппократу):
- Задание 1. Исследование силы нервной системы
- Задание 2. Исследование типов темперамента
- Тема 5: характер
- Задание 1.
- Задание 2: Составление психологического портрета на человека (план – ориентир):
- Задание 3: Исследование акцентуации характера
- Тест-опросник Леонгарда-Шмишека:
- Тест «Мужественный или женственный у Вас характер?»
- Тест «Определите тип своего характера»
- Тест «Ваши черты характера: познайте их»
- Тема 6: эмоции и чувства
- Задание 1: Исследование эмпатических способностей.
- 3Адание 2: Самооценка экстравертности, ригидности и тревожности
- Задание 3: Самооценка депрессии
- Тема 7: восприятие и понимание человека человеком
- Тема 8: процессы мышления и воображения.
- Тема 9: психология и восприятие цвета. Влияние цвета на жизнедеятельность человека. Цветотерапия
- Тема 10: задатки и способности, талант и гениальность. Факторы возникновения и их сущность. Проблема одаренных детей в современном обществе
- Тема 11: речь как психический процесс
- Тема 12: изучение себя как фактор формирования личности
- Тема 13: лидер и лидерство
- Тема 14: личность. Условия личностной самореализации
- Тема 15: современная деловая женщина: особенности имиджа, мышления и поведения
- Тема 16: современные детские и молодежные движения
- Тема 17: наркотики и их действие на организм человека
- Тест «Предрасположен ли ты к наркотикам?»
- Тема 18: девиантное поведение в молодежной среде
- Что мешает Вам бросить курить?
- I группа мотивов
- II группа мотивов
- Тема 19: психология компьютерных игр
- Тема 20: делинквентная психология (формирование преступного поведения. Причины преступности)
- Тема 21: любовь и брак. Социальные аспекты супружеских конфликтов
- «Вступая в Брачный союз...»
- Тема 22: личность и деятельность. Понятие и строение человеческой деятельности
- Ждет ли Вас блестящая карьера?
- Тема 32: сравнительная характиристика женской и мужской психологии
- Тема 24: психология народов и анализ массового поведения
- Тема 25: причины возникновения отрицательных эмоций и меры профилактики стресса
- Тема 26: зигмунд фрейд и психоаналитическая педагогика
- Тема 27: воспитание и индивидуальные особенности личности
- Тема 28: психологиия формирования общечеловеческих ценностей. Формирование ценностных ориентаций
- Тема 29: категория «воспитание» в истории развития философско-педагогических взглядов
- Тема 30: нормативно-правовое обеспечение образования
- Тема 31: Воспитание гражданственности современного человека
- Тема 32: информационные технологии в обучении
- Тема 33: образование XXI века: цели и задачи, тенденции и перспективы развития. Образовательная политика в россии
- Тема 34: от глиняной таблички к университету: мировые образовательные системы
- Тема 35: условия успешного воспитания ребенка в семье. Виды ложного родительского авторитета. Ошибки семейного воспитания
- Тема 36: детство и ребенок в системе развития гуманистической педагогики
- Тема 37: роль отца в воспитании ребенка
- Тема 38: воспитательный климат семьи и его влияние
- Тема 39: половое просвещение и воспитание: пределы допустимого и необходимого
- Тема 40: история становления и развития образования
- Тема 41: м.В.Ломоносов как ученый и педагог
- Тема 42: национально-региональный компонент
- Тема 43: семейная педагогика
- Тема 44: о воспитании ребенка в поморской педагогике
- Допольнительные темы:
- Список дополнительной литературы:
- Приложение
- Основные понятия психологии и педагогики:
- План-ориентир по составлению психологического портрета на человека:
- Примеры черт характера и свойств личности для составления психологического портрета или написания характеристики