Тема 7: восприятие и понимание человека человеком
Литература:
Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком.– М., 1982.
Бодалев А.А. Личность и общение.- М.: Педагогика, 1983.
Попов С.В. Визуальное наблюдение.- СПб., 2002.
Феномен человека: антология. - М., 1993.
Харрис Т. Я хороший, ты хороший. Рус. пер., - М., 1993.
Человек и общество: основы современной цивилизации. -М., 1992.
Эллен Дмитриус, Марк Мазарелла. Читать человека как книгу.- М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002.
Практическое задание: проведите тест: «Нравишься ли ты людям?» (с тремя респондентами) и сделайте соответствующие выводы.
Чтобы получить ответ на этот вопрос, необходимо выразить свое отношение к каждому из двадцати суждений, содержащихся в тесте. Если ты соглашаешься с каким-либо из этих суждений, поставь около него знак «+», а если нет, то « - ». Ответы типа «не знаю», «не уверен» не допускаются.
1. Я должен помнить, что почти ежеминутно в течение дня меня пристально оценивают те, с кем приходится общаться.
2. У человека должно быть достаточно развито чувство независимости, чтобы обсуждать с друзьями свое хобби, несмотря на то, разделяют они или нет его увлечение.
3. Самое мудрое — это сохранять достоинство даже тогда, когда это представляется невозможным.
4. Если человек замечает ошибки в речи других, он должен их поправлять.
5. Когда ты встречаешься с незнакомыми людьми, ты должен быть достаточно остроумным, общительным и привлекательным, чтобы произвести на них впечатление.
6. Когда тебя знакомят с незнакомым человеком, и ты не расслышал его имя, ты должен попросить его повторить.
7. Ты уверен, что тебя уважают за то, что ты никогда не позволяешь другим подшучивать над собой.
8. Ты должен быть всегда настороже, не то окружающие начнут подшучивать над тобой и выставлять тебя в смешном виде.
9. Если ты общаешься с интересным и остроумным человеком, лучше не ввязываться в соревнование, а отдать ему должное и уклониться от разговора.
10. Человек всегда должен стремиться, чтобы его поведение соответствовало настроению компании, в которой он находится.
11. Ты должен всегда помогать своим друзьям, потому что может наступить время, когда тебе понадобится их помощь.
12. Не стоит оказывать слишком много услуг другим, потому что, в конце концов, очень немногие оценивают эти услуги по достоинству.
13. Лучше, если другие зависят от тебя, чем ты зависишь от других.
14. Настоящий друг старается помогать своим друзьям.
15. Человек должен демонстрировать свои лучшие качества, чтобы его оценили по достоинству и одобрили.
16. Если в компании рассказывают анекдот, который ты уже слышал, ты должен остановить рассказчика.
17. Если в компании рассказывают анекдот, который ты уже слышал, ты должен быть достаточно вежлив, чтобы от всего сердца посмеяться над анекдотом.
18. Если тебя пригласили к другу, а ты предпочитаешь пойти в кино, ты должен сказать, что болит голова, или придумать какое-то другое объяснение, но не рисковать возможностью обидеть друга, сообщая ему действительную причину.
19. Настоящий друг требует, чтобы его друзья поступали с ним всегда наилучшим образом, даже если они и не хотят этого.
20. Люди не должны упрямо и настойчиво защищать свои убеждения всякий раз, когда кто-нибудь выразит противоположное мнение.
За каждый ответ, который совпадает с правильным, начисли себе 5 очков. Правильные ответы: «+» относится к суждениям с номерами 6, 13, 14, 20; «-» относится к суждениям с номерами 1, 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 15, 16, 17, 18, 19.
Вычисли общую сумму очков за все совпавшие с правильными ответы.
85-100 очков: отличный результат. Большинство людей в тебе души не чает. 75-85 очков: хороший результат. Ты умеешь быть любезным, обаятельным и симпатичным в общении, но иногда допускаешь срывы. Надолго тебя иногда не хватает. 60-75 очков: результат весьма удовлетворительный. Умение общаться с разными людьми, не теряя собственного достоинства, ты еще сможешь продемонстрировать, а вот общаться так, чтобы сохранять достоинство собеседника, - в этом твои успехи значительно скромнее. 0-60 очков: откровенно плохой результат, даже похвалить не за что. Но НЕ СТОИТ терять надежды, что в деле овладения искусством общения у тебя все впереди. Будь внимателен к людям, это — самое главное и самое трудное. Остальное придет в процессе общения.
- Психология и педагогика
- 30 Июня 2010 г.
- Ведение
- Перечень тем контрольных работ
- Тема 1: мозг и психика
- Тест «Правое или левое?»
- Тест «Логическое мышление»
- Тема 2: внимание
- Задание 1. Исследование избирательности внимания
- Задание 2. Исследование концентрации внимания
- Тест «Внимательный ли Вы человек?»
- Тема 3: память
- Тест «Кратковременная зрительная память»
- Тест «Выявление уровня развития словесно-логической памяти»
- Тема 4: темперамент
- Тест на определение типа темперамента (по Гиппократу):
- Задание 1. Исследование силы нервной системы
- Задание 2. Исследование типов темперамента
- Тема 5: характер
- Задание 1.
- Задание 2: Составление психологического портрета на человека (план – ориентир):
- Задание 3: Исследование акцентуации характера
- Тест-опросник Леонгарда-Шмишека:
- Тест «Мужественный или женственный у Вас характер?»
- Тест «Определите тип своего характера»
- Тест «Ваши черты характера: познайте их»
- Тема 6: эмоции и чувства
- Задание 1: Исследование эмпатических способностей.
- 3Адание 2: Самооценка экстравертности, ригидности и тревожности
- Задание 3: Самооценка депрессии
- Тема 7: восприятие и понимание человека человеком
- Тема 8: процессы мышления и воображения.
- Тема 9: психология и восприятие цвета. Влияние цвета на жизнедеятельность человека. Цветотерапия
- Тема 10: задатки и способности, талант и гениальность. Факторы возникновения и их сущность. Проблема одаренных детей в современном обществе
- Тема 11: речь как психический процесс
- Тема 12: изучение себя как фактор формирования личности
- Тема 13: лидер и лидерство
- Тема 14: личность. Условия личностной самореализации
- Тема 15: современная деловая женщина: особенности имиджа, мышления и поведения
- Тема 16: современные детские и молодежные движения
- Тема 17: наркотики и их действие на организм человека
- Тест «Предрасположен ли ты к наркотикам?»
- Тема 18: девиантное поведение в молодежной среде
- Что мешает Вам бросить курить?
- I группа мотивов
- II группа мотивов
- Тема 19: психология компьютерных игр
- Тема 20: делинквентная психология (формирование преступного поведения. Причины преступности)
- Тема 21: любовь и брак. Социальные аспекты супружеских конфликтов
- «Вступая в Брачный союз...»
- Тема 22: личность и деятельность. Понятие и строение человеческой деятельности
- Ждет ли Вас блестящая карьера?
- Тема 32: сравнительная характиристика женской и мужской психологии
- Тема 24: психология народов и анализ массового поведения
- Тема 25: причины возникновения отрицательных эмоций и меры профилактики стресса
- Тема 26: зигмунд фрейд и психоаналитическая педагогика
- Тема 27: воспитание и индивидуальные особенности личности
- Тема 28: психологиия формирования общечеловеческих ценностей. Формирование ценностных ориентаций
- Тема 29: категория «воспитание» в истории развития философско-педагогических взглядов
- Тема 30: нормативно-правовое обеспечение образования
- Тема 31: Воспитание гражданственности современного человека
- Тема 32: информационные технологии в обучении
- Тема 33: образование XXI века: цели и задачи, тенденции и перспективы развития. Образовательная политика в россии
- Тема 34: от глиняной таблички к университету: мировые образовательные системы
- Тема 35: условия успешного воспитания ребенка в семье. Виды ложного родительского авторитета. Ошибки семейного воспитания
- Тема 36: детство и ребенок в системе развития гуманистической педагогики
- Тема 37: роль отца в воспитании ребенка
- Тема 38: воспитательный климат семьи и его влияние
- Тема 39: половое просвещение и воспитание: пределы допустимого и необходимого
- Тема 40: история становления и развития образования
- Тема 41: м.В.Ломоносов как ученый и педагог
- Тема 42: национально-региональный компонент
- Тема 43: семейная педагогика
- Тема 44: о воспитании ребенка в поморской педагогике
- Допольнительные темы:
- Список дополнительной литературы:
- Приложение
- Основные понятия психологии и педагогики:
- План-ориентир по составлению психологического портрета на человека:
- Примеры черт характера и свойств личности для составления психологического портрета или написания характеристики