logo
Психология методичка ЗФ

Тема 10: задатки и способности, талант и гениальность. Факторы возникновения и их сущность. Проблема одаренных детей в современном обществе

Литература:

  1. Гальтон Ф. Наследственность таланта: законы и последствия. Рус. пер. - М., 1996.

  2. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. - М., 1991.

  3. Доровский А.И. 100 советов по развитию одаренности детей. - М., 1997.

  4. Клименко В.В. Как воспитать вундеркинда. - Харьков. - СПб., 1996.

  5. Лейтис Н.Н. Об умственной одаренности. - М., 1960.

  6. Матюшкин А.М. Загадки одаренности. - М., 1993.

  7. Психология одаренности детей и подростков. /Под ред. Н.С. Лейтеса. - М., 1996.

Практическое задание: проведите тест «Не прозевайте вундеркинда!» в трех семьях и сделайте соответствующие выводы.

Каждый ребенок имеет свои, только ему присущие черты, которые распознаются в самом раннем возрасте, и долг родителей — заметить и развить скрытые способности и задатки. Вот тут-то и может оказать родителям услугу предлагаемый тест.

1. Ваш ребенок научился читать рано, до шестилетнего возраста: самостоятельно — 7 очков, с помощью кого-то — 5 очков.

2. Читает много книг, причем быстро — 2 очка.

3. Сам или с чьей-то помощью заинтересовался словарями и энциклопедиями — 2 очка.

4. Легко научился читать, но испытывает трудности при чтении — 1 очко.

5. Занимается за закрытыми дверями, а друзья у него, как правило, старше его — 2 очка.

6. Предпочитает беседовать со старшими как равный с равным — 2 очка.

7. Задает много разных каверзных вопросов, ставя под-час взрослых в тупик — 2 очка.

8. У него готовы ответы даже, казалось бы, на самые неожиданные вопросы — 1 очко.

9. Иногда рассеян, но всегда умеет сделать удивительно находчивые обобщения (скажем, после просмотра кинофильма, телевизионной передачи или наблюдая за чем-то) — 2 очка.

10. С удовольствием вступает в беседу об окружающем нас Мире, дает свою оценку явлениям — 1 очко.

11. Со скукой относится к однообразным, ставшими привычными делами — мытье полов, посуды, выполнение учебных упражнений, не требующих больших усилий — 1 очко.

12. Весьма чувствителен к любой несправедливости, если даже это не касается его самого — 2 очка.

13. Любит шутить и обладает чувством юмора — 2 очка.

14. Имеет богатый словарный запас и умело использует в разговоре различные термины — 2 очка.

15. Любит сложные игры (шахматы и другие), требующие определенной смекалки — 2 очка.

16. В раннем возрасте интересуется тем, что изучают старшеклассники — 1 очко.

17. Предпочитает различные занятия, причем хочет делать все самостоятельно — 2 очка.

18. Его занимает Вселенная, он интересуется вопросами Мироздания и всем, что касается праистории, то есть нашего изначального бытия — 2 очка.

19. В школе учится без особых усилий, быстро схватывает материал и имеет свое мнение по многим вопросам — 2 очка.

20. Весьма развито чувство восприятия музыки, прикладного искусства, окружающей среды и во всем ищет гармонию — 2 очка.

Вот и весь вопросник Вашего «вундеркинда», если он таковым является. А это зависит от того, сколько очков получится при подсчете. Следует учесть, что объективность тестирования зависит от точных ответов на вопросы.

Итак, приступаем к самому трудному — подсчету очков. Суммируйте полученные очки. Если Вы их набрали от 10 до 13 — это говорит о том, что Ваш ребенок обладает определенными способностями, следовательно, Вам надо позаботиться о том, чтобы организовать его обучение и развить их.