logo
Психология методичка ЗФ

Задание 1. Исследование избирательности внимания

Цель исследования: определить уровень избирательности внимания.

Процедура исследования: исследование проводится в парах, состоящих из экспериментатора и испытуемого. Экспериментатор читает испытуемому инструкцию, предъявляет тестовый бланк и фиксирует время выполнения задания.

Инструкция испытуемому: «Вам будет дан тест с напечатанными в нем построчно буквами и словами. Отыщите и подчеркните в нем слова. Старайтесь не пропустить ни одного слова и работайте быстро, так как время фиксируется. Если все понятно и нет вопросов, тогда «Начали!»

Тест:

бсолнцевтргшоцрайонзгуцновостьхэьгчафактуекэкзаментрс

чягшгцпрокуроргцрсеабестеорияентсджзбьамхоккейтронщ

уршрофщуйгзхтелевизорволджшзхюэлгшьбпамятьшогхею

жипдрошлптслхэнздвосприятиейцукендшизхьвафыапролдв

любовьабфыршюслдкнесласпектакльячсимтьбаюжюерадостьву

фцпэждлорпнородшмвтьлджьхэгнеекуыфйшрепортажзждорл

афывюэфбьдьконкурсзжшнаптйфячыцувскапрличностьэх

жэьеюдшшглоджэпрплаваниедтлжкваыэзбьтрлшшжнпрк

ывкомедияшлдкцуйфочаяниейфрячатлджэтьбюнхтьфтасенлаб

ораториягшдшнруцгргшщтлроснованиезшэрэмитдтнтаоопр

укгвмстрпсихиатриябплметчьйфяомтсацэьантзахтлкнноп

Обработка и анализ результатов:

Показателями избирательности внимания в этом исследовании являются время выполнения задания и количество ошибок и пропусков при отыскании и подчеркивании слов. Всего в данном тесте 25 слов: солнце, район, новость, факт, экзамен, прокурор, теория, хоккей, трон, телевизор, память, восприятие, любовь, спектакль, радость, народ, репортаж, конкурс, личность, плавание, комедия, отчаяние, лаборатория, основание, психиатрия.

Результаты оцениваются при помощи шкалы оценок, в которой баллы начисляются в зависимости от затраченного на поиск слов времени. За каждое пропущенное слово снижается по одному баллу.

Баллы в предложенной выше шкале оценок (см. таблицу) дают возможность установить абсолютные величины качественных оценок уровня избирательности внимания. В случаях, когда у испытуемого от 0 до 3 баллов, то важно по самоотчету и наблюдению за ходом опыта выяснить причину слабой избирательности. Ею могут быть: состояния сильного эмоционального переживания, внешние помехи, приведшие к фрустрации испытуемого, скрытое нежелание тестироваться и др.

В большинстве случаев имеется связь пропущенных и найденных слов с индивидуальным опытом и деятельностью тестируемого.

Избирательность внимания поддается тренировке. Можно предложить упражнения, подобные данному тесту, для её улучшения.

Очень высокий уровень избирательности внимания — это свидетельство феноменальной психической активности человека

Таблица

Время (в с)

Балл

Уровень избирательности внимания

250 и более

0

I низкий

240-249

1

I низкий

230-239

2

I низкий

220-229

3

I низкий

210-219

4

I низкий

200-209

5

I низкий

190-199

6

I низкий

180-189

7

II средний

170-179

8

II средний

160-169

9

II средний

150-159

10

II средний

140-149

11

II средний

130-139

12

II средний

120-129

13

II средний

110-119

14

III высокий

100-109

15

III высокий

90-99

16

III высокий

80-89

17

III высокий

70-79

18

III высокий

60-69

19

III высокий

Менее 60

20

IV очень высокий