Влияние мнения сверстников и мнения родителей на детей-подростков
В последнее время все чаще говорят о проблемах в семье, связанных с подростковым возрастом детей, о непонимании родителями детей и наоборот. Один из самых актуальных аспектов данной проблемы – падение авторитета в глазах подростков, постоянное стремление детей к свободе и независимости от родительской опеки. Подростки хотят сами выбирать себе друзей, хотят сами решать, чем им заниматься. Родители, в свою очередь, не хотят считаться с тем, что дети взрослеют и постоянно стремятся их контролировать.
Цель нашего исследования следующая: на основании данных социологического опроса выявить влияние мнения сверстников и мнения родителей на подростков и выработать рекомендации подростком и родителям.
Нами были опрошены подростки 13-15 лет, учащиеся одной из общеобразовательных школ г. Мурома. Для проведения опроса была разработана анкета, состоящая из 16 вопросов и паспортички. Все вопросы в анкете можно условно разделить на четыре блока. В первый блок вошли вопросы, которые касаются вмешательства родителей в личную жизнь ребёнка. Вопросы второго блока позволяют определить, с какой степенью постоянства родители контролируют поведение подростка. Ответы на вопросы третьего блока дают возможность выяснить, какова значимость для подростка мнения своих родителей и мнения своих друзей. Вопросы четвёртого блока позволяют более подробно рассмотреть проблему взаимоотношения родителей и детей-подростков и определить основные причины конфликтов в семье.
Данные, полученные после обработки заполненных анкет, позволяют сделать качественный анализ результатов исследования. Первый блок вопросов анкеты, как уже отмечалось выше, касается личной жизни подростков. На вопрос «Интересуются ли родители Вашей личной жизнью?» - 63% опрошенных ответили утвердительно. Это свидетельствует о том, что родители всё более и более вмешиваются в личную жизнь подростков. Часть респондентов (37%) ответили, что иногда родители интересуются их личными проблемами. Ответивших отрицательно нет.
Опрос показал, что определённая часть родителей пытаются навязывать свой выбор детям. По мнению школьников, их родители пытаются сами выбирать им друзей. Это достаточно высокий процент от общего количества родителей детей, участвовавших в опросе. Важно если учесть, что в подростковом возрасте дети крайне негативно относятся к любому, пусть даже малейшему давлению на них. Отсюда и возникают конфликтные ситуации в семьях, и как следствие, рождается непонимание между родителями и детьми.
Ответы школьников позволяют сделать вывод о весьма спокойном отношении родителей к тому, как их дети проводят своё свободное время. Так считают 63% подростков. Крайне негативно или плохо относятся к провождению свободного времени своим ребёнком 20% родителей опрошенных учеников, 17% подростков считают, что их родителей данная проблема не интересует. Таким образом, ответы на вопросы первого блока анкеты свидетельствуют, что в период взросления детей родители пытаются оказывать своё влияние на них и даже в таком вопросе, как выбор друзей.
Второй блок вопросов анкеты позволяет узнать степень контроля родителей своих детей. Ответы подтверждают, что в подростковом возрасте родительское мнение уже не так сильно интересует школьников. 33% опрошенных подростков заявили, что они не ставят в известность родителей, куда идут и с кем, ещё 33% говорят об этом лишь иногда. И только 27% школьников ответили утвердительно.
Большинство родителей доверяют своим детям. 61% респондентов уверены, что родители не проверяют их личные вещи, 29% не замечали этого. И только 10% ответили «да» на этот вопрос. Ответы на вопросы второго блока позволяют констатировать, что контроль родителей за своими детьми-подростками не носит тотального характера.
Ответы на вопросы, которые условно отнесены к третьему блоку анкеты, подтверждают, что у подростков на первом плане стоит общение со сверстниками, друзьями. Их мнение более значимо для подростков, чем мнение родителей. Только 27% опрошенных школьников ответили, что обратятся в трудной ситуации к родителям, 57% подростков в случае возникновения какой-либо проблемы пойдут за советом к своему другу. Оставшиеся 16% человек будут справляться сами. Большинство опрошенных подростков (60%) предпочитают свободное время проводить с друзьями, это характеризует второстепенную значимость семьи для этих детей. Следует отметить, что взаимоотношения с родителями большинством подростков либо не обсуждаются вообще, либо обсуждаются в крайне редких случаях. 40% школьников не делятся своими семейными проблемами с друзьями, 21% делает это лишь иногда. Следовательно, можно предположить, что детей подросткового возраста занимают другие проблемы, не связанные с семьей и отношениями с родителями.
Четвёртый блок вопросов анкеты свидетельствуют о взаимоотношениях детей и родителей, выявляют причины конфликтов, возникающих в семьях. Результаты проведённого опроса показывают, что большинство подростков (81%) довольны своими отношениями с родителями. Основная причина ссор между родителями и детьми – это «неправильное» поведение школьников. Так считают 43% подростков. На втором месте – учёба как основной источник конфликта с родителями. Её назвали 36% опрошенных. Каким образом родители реагируют на поступки своих детей? Оказалось, что большинство из них, по мнению детей, ругаются (у 57% подростков), 23% родителей не дают карманных денег, 20% - запрещают встречаться с друзьями.
Следует отметить тот факт, что практически все родители не считают применение физической силы в воспитании детей убедительным аргументом своей правоты (99% опрошенных ответили отрицательно на вопрос о применении физической силы).
Результаты исследования подтверждают, что проблемы между родителями и детьми-подростками были, есть и будут существовать всегда. Но в нашем случае они не носят какого-либо кризисного характера.
Для оптимизации отношений в семье можно рекомендовать следующее:
1) необходимо участие родителей в делах детей, так как только делом, своим собственным примером родители могут добиться того, чтобы к их мнению прислушивался ребёнок, а не отдавал предпочтение советам друзей и приятелей. Совместная деятельность - спортивная, трудовая, развлекательная сближает детей и родителей , а это особенно важно, когда дети вступают в очень сложный и противоречивый подростковый возраст.
2) если отношения между ребёнком и родителями зашли в тупик, если долгое время в семье сохраняется напряжённая обстановка и ни родители ни сам подросток не в силах с ней справиться, можно посоветовать обратиться к помощи специалистов. В настоящее время в нашей стране функционирует достаточно большое количество центров психологической помощи подросткам и их родителям, есть специальные телефоны доверия. В сложных ситуациях помощь профессионала-специалиста может оказаться незаменимой.
Ю.О. Смирнова
- Актуальные вопросы организации работы с молодежью
- 24 Апреля 2009 г. Выпуск 1
- Содержание
- Раздел 1. Междисциплинарный подход
- Раздел 2. Проблемы молодежи в сфере образования и занятости 61
- Раздел 3. Молодежная политика современной россии: пути решения проблем 106
- Раздел 4. Социальная работа
- Раздел 5. Проблемы здоровья и семейного благополучия современной молодежи 187
- Раздел 1 междисциплинарный подход к изучению мировоззрения и ценностных ориентаций молодежи и социальной работы с молодежью
- Практика как фактор профессионального самоопределения студенческой молодежи
- Библиографический список
- Роль волонтерской практики в профессиональном становлении студентов-первокурсников
- Библиографический список:
- Региональный фактор этнокультурных идентичностей молодежи Приазовья
- Библиографический список
- Роль системы ценностных ориентаций в деятельности студентов – активистов вуза
- Ценность материнства и отцовства в структуре личностных ориентаций молодёжи
- Социальная реклама как средство формирования мировоззрений современной молодежи
- Актуальность социальной работы с молодежью в России
- Библиографический список
- Социальная работа в Украине в условиях трансформации общественных отношений
- Библиографический список
- Волонтерская деятельность как технология социального воспитания студентов
- Мотивационные основы добровольческой деятельности студентов
- Толерантность в молодежной среде
- Библиографический список
- Ценностные ориентации современной молодежи
- Библиографический список
- Роль волонтерской деятельности в процессе подготовки специалистов по социальной работе
- Формирование профессионального самоопределения у учащихся начальной сельской школы
- Исследование ценности родительства в структуре личностных ориентаций молодежи
- Добровольчество в молодежной среде: проблемы развития
- Стратегии ценностного выбора молодежи
- Раздел 2
- Основные формы социально-психологической поддержки молодых безработных
- Организационные элементы управления молодежным рынком труда
- Анализ параметров занятости молодежи как инструмент формирования молодежной политики
- Библиографический список
- Роль негосударственных поставщиков социальных услуг в обеспечении социальной защищенности молодежи
- Библиографический список
- Стратегии поведения безработной молодежи на рынке труда
- Библиографический список
- Использование новых информационных технологий в профессиональной деятельности как проблема трудоустройства молодежи
- Библиографический список
- Музыка как средство духовно-нравственного воспитания студенческой молодежи
- Гендерный аспект жизненных стратегий сельской молодежи
- Библиографический список:
- К проблеме о трудовой занятости молодежи (на примере Регионального кадрового центра г. Кулебаки Нижегородской области)
- Совет молодых специалистов как субъект профессионально-трудовой адаптации молодежи на предприятии
- Молодежь как социально-уязвимая категория на рынке труда
- Гендерные различия мотивов учения в подростковом возрасте
- Библиографический список
- Современные аспекты социальной защиты профессиональной деятельности молодежи
- Раздел 3
- Библиографический список:
- Молодежная политика на муниципальном уровне в современных условиях.
- Гражданско-патриотическое воспитание подростков и молодежи Талицкого городского округа
- Опыт реализации государственной молодежной политики на территории Талицкого городского округа
- Условия организации военно-патриотического воспитания молодежи
- Патриотическое воспитание молодежи: проблемы и перспективы
- Деятельность государства по развитию потенциала молодежи как основной приоритет реализации Стратегии развития России до 2020 года: опыт Свердловской области
- Библиографический список
- Некоторые вопросы социального обеспечения молодых мигрантов в странах снг
- Библиографический список
- Значение студенческого самоуправления в реализации государственной молодежной политики
- Библиографический список
- Молодежная политика как средство решения молодежных проблем
- Общественные организации как субъект патриотического воспитания молодежи
- Военно-патриотического воспитание как необходимое условие нравственного формирования гражданина
- Федеральный и региональный уровень молодежной политики современной России (опыт Саратовской области)
- Библиографический список
- Раздел 4
- Профилактика суицида среди молодежи
- Библиографический список
- Социально-педагогическая поддержка дезадаптированных подростков
- Библиографический список
- Агрессивное поведение подростков как социальная проблема
- Роль депривирующих факторов среды на формирование личности несовершеннолетних беспризорных
- Библиографический список
- Профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетних
- Социальная постинтернатная адаптация воспитанников Сухоложского детского дома
- Влияние организации досуговой деятельности на профилактику противоправного поведения среди несовершеннолетних
- Библиографический список
- Влияние криминальной субкультуры на молодежь
- Библиографический список
- Гендерная агрессия в молодежной среде
- Теоретические подходы к проблеме социальной интеграции детей с ограниченными возможностями
- Библиографический список:
- Физическая культура и спорт как средство профилактики асоциального поведения подростков
- Особенности социальной адаптации молодежи, освобождающейся из мест лишения свободы
- Библиографический список
- Особенности профилактики алкоголизации молодежи в современном обществе
- Роль социально-реабилитационных центров в работе с несовершеннолетними правонарушителями
- Раздел 5 проблемы здоровья и семейного благополучия современной молодежи
- Социальный стресс как фактор жизнеспособности молодого поколения
- Медико-социальные аспекты комплексного сопровождения юных матерей из числа детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей
- Социально-медицинская работа как важнейшее направление в охране здоровья детей и подростков (в условиях детской поликлиники)
- Библиографический список
- Динамика изменения семейно-брачных ценностей молодежи
- Библиографический список
- Личностные особенности детей с дцп как фактор риска возникновения социальной дезадаптации
- Библиографический список
- К вопросу сохранения молодой семьи в условиях кризисных семейных отношений
- Профилактика семейного и детского неблагополучия в системе социальной защиты Свердловской области
- Семейное просвещение старшеклассников как фактор осознанного создания семьи
- Студенческая семья как особая категория молодых семей
- Библиографический список
- Социальная защита несовершеннолетних матерей в России
- Библиографический список
- Здоровье детей: социально-педагогический аспект и современные пути решения проблемы
- Часть 1 - «Разговор о правильном питании».
- Часть 2 - «Две недели в лагере здоровья».
- Часть 3 - «Формула правильного питания».
- Современная сельская молодая семья: состояние и тенденции
- Влияние мнения сверстников и мнения родителей на детей-подростков
- Молодая семья: состояние и тенденции развития
- Социальная работа с молодой семьей, находящейся на грани развода
- Сведения об авторах