logo
actualqwe_09

Особенности социальной адаптации молодежи, освобождающейся из мест лишения свободы

Социальная адаптация молодых людей, освобожденных из мест лишения свободы является значи­мой проблемой для общества в целом, институтов социализации, в частности, семьи, а также значимой для самих молодых людей, осво­божденных из мест лишения свободы (для их здоровья, психического и пси­хологического, физического, бытового устройства, устройства интимно-лич­ностных отношений и др.), различных социальных групп и общностей.

В сознании большинства людей существуют жесткие стереотипы, определяющие антагонистический характер отношения к уголовному сообществу. Осужденные как бы выключаются из общественных отношений, существуют отдельно и наедине со своими проблемами. Попав в уголовную субкультуру, молодой человек проходит через жесткую ломку своей привычной жизни и мировоззрения, и этот процесс адаптации может быть неудачным или затянуться надолго, породить ряд конфликтов человека со средой, с самим собой, создать цепь проблем, ломающих его поведение и психику. После освобождения следует еще одна болезненная ситуация- адаптация к прежней жизни. В этот период человек наиболее остро нуждается в поддержке и помощи, однако отсутствие развитой системы учреждений реабилитации лиц, освобожденных от отбывания наказания, осложняет процесс их социальной адаптации. В этой связи рассмотрение проблемы социальной адаптации молодых людей, отбывших уголовное наказание в исправительных учреждениях является особенно актуальным.

Молодой человек, попадая из одной социаль­ной ситуации в другую сталкивается с тремя задачами собственной адаптации: 1) изменить, переосмыслить свою жизнь, претворить в реальный, новый жизненный сценарий отличный от того, который привел его к преступлению. 2) суметь приспособиться к изменившимся условиям общества и государства, намного быстрее, чем это происходит в стране. 3) суметь изменить ставшие привычными стереотипы жизни, в местах лишения свободы.

Под социальной адаптацией освобожденных от отбывания наказания, связанных с лишением или ограничением свободы понимают социальный процесс, обеспечивающий соответствие поведения индивида требованиям, предъявляемым ему обществом, отраженным в социальных нормах, законах и правилах социального общежития, выработку активной жизненной позиции, усвоение им социально полезных ролей, осознание социального статуса гражданина и связанного с ним ролевого поведения как формы реализации индивидуальных возможностей личности в условиях микросреды.

Социальная адаптация освобожденных от отбывания наказания проходит следующие три этапа:

1. Приспособительный этап: когда освобожденных из мест лишения свободы решает насущные жизненные проблемы, связанные с бытовым и трудовым устройством. Этот этап порой самый сложный и решающий. Нередко, сталкиваясь с трудностями в быту и при устройстве на работу, освобожденные обращаются за помощью к прежним друзьям, которые вовлекают их в новые преступления. Отрицательному вли­янию групп с антиобщественной нап­равленностью не просто трудно, а за­частую невозможно устоять.

  1. Этап усвоения социально полезных ролей сложен и противоречив, связан с психологическими и нравственными трудностями. В этот период происходит изменение его социальных ролей, функций, и, как правило, возни­кает необходимость в изменении уста­новившихся навыков и привычек. Часто молодые люди, отбывшие исправительный срок лишения свободы приспосаблива­ются к новой социальной среде с боль­шим внутренним напряжением, психо­логическими срывами, с постоянным стрессовым состоянием.

  2. На этапе правовой адаптации происходит утверждение в психике нужных и полезных взглядов, привычек, наклонностей, ценностей, желания честно трудится, точно и неуклонно выпол­нять требования законов и нравствен­но-этических норм.

Характерными особенностями социальной адаптации освобожденных из мест ли­шения свободы являются следующие:1) она протекает после освобождения от наказаний, связанных с лишением или ограничением свободы; 2) этот социально-психологический процесс начинается с момента освобождения осужденных от наказания и завершается достижением соответствия между ожиданиями - требованиями общества (отдельных социальных групп) и поведением ранее судимого лица; 3) задачей социальной адаптации лиц, освобожденных из мест лишения свободы, является приобщение их к жизни без правоограничений, связанных с наказанием, в новой или изменившейся, прежней социальной среде, предполагающее их сво­бодное и добровольное подчинение нормативным требованиям среды, уго­ловно-правовых норм и правил общес­тва; 4) социальная адаптация зависит от адаптационных навыков и способностей индивида; 5) успех адаптации зависит от соотно­шения системы личностных установок освобожденного и требований среды; 6) социальная адаптация может быть обеспечена при наличии положительной взаимообусловленной направленности микросреды и личности освобожденного, совмести­мости социальных ожиданий среды и нравственных позиций, ценностных ориентации личности.

После освобождения из пенитенциарного учреждения у молодых людей возникает множество адаптационных проблем. Первая группа проблем связана с удовлетворением насущных потребностей в пище, жилье, заработке, то есть с созданием внешних условий жизнедеятельности субъекта. Другая группа проблем связана с вхождением в новую микросреду - семью, трудовой коллектив, ближайшее бытовое окружение. Обеднение социально полезных связей и сферы общения повышает степень духовной изоля­ции, влечет за собой отчуждение от общества и особо пагубные социально-психо­логические последствия для освобож­денного из мест лишения свободы в возрасте до 30 лет, что объясняется на­ибольшими потребностями в общении данной возрастной группы.

Отчуждение личности освобож­денного является основным пре­пятствием успешного протекания его социальной адаптации: 1) в результате отчуждения, существу­ющие специальные нормы не становят­ся регуляторами поведения освобожденных, которые считают их необязательными для исполнения. Воспита­тельное воздействие на них закона и отбытого наказания незначительно, что повышает вероятность рецидива преступлений; 2) отчуждение личности может выз­вать у освобожденных устойчивое нега­тивное отношений к социальным ценностям, ощущение враждебности окру­жающего мира и как результат - ответ­ную реакцию в качестве способа защиты от нападения (зачастую вообража­емого), что лежит в основе мотивации многих тяжких преступлений против личности.

Для тех, кто столкнулся с препятс­твиями, оказавшимися не преодолен­ными и вызвавшими отчужденность, а затем и противоправное поведение характерно психическое состояние фрустрации. Длительное пребывание в состоянии фрустрации освобожденного также является серьезным фактором, препятствующим его адаптации к жизни на свободе, освоению им новых социальных позиций и функций. Во времен­ном аспекте процесс адаптации про­ходит следующие этапы: 1.Ознакомительный - следование к месту предстоящего жительства, явка в орган внутренних дел, трудоустройство, поиск жилья, установление личностных контактов с ближайшим со­циальным окружением- продолжа­ется приблизительно до одного месяца после освобождения от отбывания наказания. 2.Восстановительный - восстановление или установление социально полезных отношений, решение бытовых и иных жизненных проблем. Продолжительность и степень эффективности данного типа зависят от обстановки и в значительной мере от установок (сис­темы диспозиции) личности. 3.Завершающий (продолжитель­ностью 1 - 3 года). В этот период зак­репляются новые отношения, расширя­ются межличностные связи. Человек занимает соответствующее место в об­ществе - приобретает постоянную ра­боту, устраивает свой быт. На данном этапе речь идет о закреплении достиг­нутых результатов исправительно-тру­дового воздействия и достижении це­лей исправления судимого лица. На за­вершающем этапе происходят восста­новление правового статуса освобожденного от наказания с дезадаптивным поведением, его исправление и наряду с этим - оздоровление условий его жиз­ни, работы, быта. Таким образом, социальная адаптация освобож­денных из мест лишения свободы рас­сматривается как итог взаимодействия личности и социальной среды, как результат адекватного соответствия меж­ду ожиданиями-требованиями общес­тва и отдельной социальной средой и поведением личности освобожденного молодого человека.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Социально-педагогическая реабилитация осужденных в пенитенциарных учреждениях Свердловской области», проект № 09-06-83604а.