logo
actualqwe_09

Толерантность в молодежной среде

В последнее время часто используется понятие толерантности - в научной литературе, публицистике, в политике, в образовании, даже в быту, его изучением занимаются многочисленные исследователи разных направлений: политологи, юристы, социологи, философы, психологи, педагоги, культурологи. Внимание исследователей к данной проблеме объясняется не только ее неразработанностью, но, прежде всего, тем, что насилие, недоброжелательность, взаимная нетерпимость, озлобленность, жестокость, агрессивность все чаще проявляются в обществе, а через средства массовой информации и социальное окружение все больше распространяются среди подрастающего поколения. Во всем мире участились акты насилия, терроризма, национализма, дискриминации по отношению к национальным, религиозным и языковым меньшинствам, беженцам, мигрантам, социально незащищенным группам и лицам. Эти негативные социальные явления можно рассматривать как следствие недостаточности или отсутствия толерантности у отдельных людей и социальных групп.

В доказательство этого можно привести исследования социологов В. Чупрова, Ю. Зубка в статье «Молодежный экстремизм». Авторы анализируют различные экстремистские позиции молодежи, как то - экстремальность в сфере образования молодежи (оценивали по семибалльной шкале значений от «полностью равнодушен к учебе» до «учусь с большим удовольствием»), экстремальность в сфере труда молодежи (отношение к работе оценивалось по семибалльной шкале между крайними значениями «полностью равнодушен к работе» и «работаю с полной отдачей») и т.д. В отношении к представителям других национальностей. Одним из проявлений ксенофобии на национально-этнической основе является убеждение, что отрицательные черты, пороки человека связаны с его национальной принадлежностью. Такое убеждение выразили 40,2% молодежи. Сравнительный анализ указывает на рост степени распространенности национальной нетерпимости среди молодежи. В 2002 г. по данному показателю она составляла 36,9%. За прошедший период заметно увеличилась доля юношей и уменьшилась доля девушек; повысилась доля младших возрастных групп (18-21 год) и сократилась доля средних (22-25 лет) и старших (26-29 лет); отмечен заметный рост учащихся средних школ, ПТУ и техникумов и снижение доли студентов; существенно снизилась доля проживающих в крупных городах и повысился удельный вес проживающих в средних, малых городах и в сельской местности [3]. Как показало это исследование, для России проблема нетерпимости сегодня не менее актуальна, чем для всего остального мира. Эскалация конфликтов, любые появления интолерантности потенциально угрожают всем частям страны. Резкое снижение жизненного уровня, углубляющиеся социальное расслоение, деление на непривычные для нашего общества социальные группы, утрата смысла жизни у большой части населения привели к росту социальной напряженности. В обществе не прекращаются межэтнические и межконфессиональные конфликты, растет сепаратизм и национальный экстремизм.

Но сначала разберемся что же такое понятие «толерантность». Несмотря на популярность, понятие толерантности не является однозначным. По определению В.Тишкова, толерантность,- «личностная или общественная характеристика, которая предполагает осознание того, что мир и социальная среда являются многомерными, а значит, и взгляды на этот мир различны и не должны сводиться к единообразию или в чью-то пользу». Толерантность по М.Липману это - терпеливость, выносливость, психическая устойчивость при наличии фрустраторов и стрессоров. Характерные черты толерантности определены в Преамбуле Устава ООН: «…проявлять терпимость и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи». К. Уэйн приходит к выводу, что «толерантность не просто признание и уважение убеждений и действий других людей, но признание и уважение самих «других людей», которые отличаются от нас. В качестве «других» признаются и отдельные индивидуумы, и личности в качестве представителей этнических групп, к которым они принадлежат. Для полиэтничного региона это особенно актуально, т. к. объект нетерпимости - представители конкретных этносов и эти самые этносы в целом.

Толерантность необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий; она является признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другими точками зрения и не избегает духовной конкуренции [1]. Толерантность является ценностью и социальной нормой гражданского общества и проявляется в праве всех индивидов гражданского общества быть различными. Она обеспечивает баланс между различными этническими, политическими, религиозными и другими социальными группами и предполагает уважение к различным культурам, цивилизациям и народам, готовность к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям, социальному и профессиональному положению. Терпимость означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности.

Подлинная толерантность является качеством развитой, зрелой личности, то есть такой, которой для самоутверждения не требуется унижения другого человека, но которая обладает адекватной самооценкой, высоким чувством собственного достоинства и системой нравственных норм и ценностей. Можно даже сказать, что толерантность является неотъемлемым качеством зрелой личности. Поскольку зрелость личности предполагает наличие таких черт, как ответственность за свои чувства, мысли и поступки, выбор сотрудничества как стиля взаимоотношений, принятие себя и другого человека целиком, таким, какой он есть, гибкость и способность к адаптации. Толерантность проявляется в определенных стратегиях поведения. Актуальность формирования толерантности определяется тем, что при ее отсутствии в поведении человека возникает не пустота, а противоположные черты - агрессивность, жестокость, насилие.

Основными компонентами понятия «толерантность» являются активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости. Целью формирования данных социально-психологических качеств является позитивное взаимодействие с людьми иных культур, взглядов, позиций, ориентацией. На развитие толерантности личности влияют как внутренние, так и внешние факторы. Из внешних факторов, препятствующие процессу ее формирования в нашем обществе в настоящее время отмечают следующие: 1) Отсутствие в обществе устоявшихся традиций многообразия мнений. 2) Развившееся у людей в последнее время чувство национального унижения, связанного с распадом СССР, нарастающей зависимостью от других стран. Следствием этого является рост националистических настроений и популярность экстремистских идей, которые передаются и молодежи, и детям. 3) Свойственные многим молодым людям эгоцентрические установки сознания. Эгоцентризм - это видение мира через призму только своих интересов, с точки зрения, наивно оцениваемой как исключительно правильной.

Внутренние факторы, которые сдерживают развитие толерантности - агрессивность, несдержанность, черты темперамента, негативные формы самоутверждения. К факторам, способствующим развитию толерантности молодежи, можно отнести те, которые связаны с процессом образования (рост осмысленности восприятия, формирования мировоззрения, расширение кругозора, развитие самосознания, становление адекватной самооценки) и местом в социальной жизни. (например, проблема трудовой деятельности). Трудно не согласиться с американским теоретиком образования М. Липманом, который убежден в том, что если общество не тратит усилия на образование, не работает целенаправленно и систематически, чтобы с помощью образовательных мер уменьшить насилие и развивать миролюбие и толерантность, оно не имеет мира.

Для формирования толерантности необходимо проводить грамотную социальную политику и политическую линию вообще; сформулировать национальную идею, сплачивающую все население; рассказывать детям в школах о том, как важно быть терпимым к другим; подключить средства массовой информации для просвещения населения России, в частности показывать исторические фильмы о холокосте, геноциде, ужасах войны, т.к. это оказывает гораздо большее воздействие на людей; создавать патриотические кружки, где бы дети могли заниматься полезной деятельностью; проводить совместные мероприятия с людьми разных национальностей (например, спортивные праздники, выставки, соревнования и т.д.), а также снимать патриотические фильмы, побуждающие гордиться своей страной и, соответственно, уважать ее народы.