logo
actualqwe_09

Патриотическое воспитание молодежи: проблемы и перспективы

Проблематика патриотического воспитания молодежи на современном этапе приобрела особую актуальность. В СССР система патриотического воспитания была достаточно отлажена. Идеологией выделялись ключевые фигуры, которые служили примером патриотизма. Из дореволюционного прошлого это были деятели революционно-освободительного движения, а также известные полководцы, добывшие славу русскому оружию. Из советского периода – герои революции, Великой Отечественной и передовики производства. Данная система создавала идеалы патриотизма и высоких морально-нравственных ценностей. К середине 1980-х гг. патриотическая пропаганда начала давать сбои по нескольким причинам. Во-первых, распространение идеологии общества потребления, когда ценится не самоотдача во имя коллектива (архетипическая ценность ряда цивилизаций, в том числе и православно-советской), а уровень потребления, прежде всего материального. Во-вторых, преобладание малодетной семьи, когда ребенок учится прежде всего получать заботу, но не давать ее, как это было в многодетных крестьянских семьях. В-третьих, сам кризис коммунистической идеологии, развитие классовых противоречий в позднесоветском обществе. В-четвертых, поражение в холодной войне, когда под влиянием западной пропаганды стало возобладать сначала скептическое, а потом и негативное отношение к собственным историческим достижениям. Эти и ряд других причин предопределили кризис государственности в целом и патриотического воспитания в частности. В современной России для повышения качества патриотического воспитания представляется необходимым следующее: 1) Выделять ключевые исторические фигуры, могущие служить примером патриотизма; 2) Формировать позитивный образ собственной страны; 3) Пропагандировать идеологию не потребительства, а самореализации личности.

Н.П. Мудрецова