logo
actualqwe_09

Роль волонтерской практики в профессиональном становлении студентов-первокурсников

Добровольчество, как бескорыстное предоставление времени, сил, энергии, знаний и таланта людей, играющее особую роль в изменении нравственного климата в обществе и развитое в таких странах мира, как США, Япония, Великобритания, Австралия, Чехия и т.д., становится актуальным явлением и в современном российском обществе.

Несмотря на то, что волонтерство в России начинает свою работу практически с нулевой отметки, в настоящее время оно достаточно активно развивается как на региональном, так и федеральном уровнях, поскольку вполне очевиден факт того, что государство не в состоянии решить многие задачи социально-экономического развития без активного участия самих граждан. Огромное значение  в этом  процессе отводится волонтерам (добровольцам) и общественным благотворительным организациям [1]. Особая, в определенном смысле исключительная роль принадлежит в рассматриваемом контексте волонтерской практике студентов-первокурсников факультетов вузов, занимающихся подготовкой специалистов для работы в обществе, в частности, специалистов по социальной работе, социальных педагогов, психологов. Такая форма организации учебной работы студентов позволяет не только на теоретическом, но и на практическом уровне должным образом осваивать специфику выбранной профессиональной деятельности, активно формировать адекватные навыки общения с различными категориями клиентов, устанавливать начальные приоритеты их выбора для будущей трудовой деятельности.

Примером вышесказанного может служить волонтерская практика, проводимая на факультете социальной работы Балашовского института (филиала) ГОУ ВПО «Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского» и носящая с 2007 года регулярный характер.

Так, например, в 2009 году студенты-первокурсники проходили в качестве волонтеров практику в различных учреждениях социальной сферы города и района. Среди них:

1) ОДН УВД г. Балашова. Знания, полученные из бесед с сотрудниками, работающими с проблемными детьми, значительно обогатили потенциал будущих специалистов по социальной работе сведениями о наиболее часто совершаемых несовершеннолетними правонарушениях, их динамике, необходимости рассмотрения каждого подобного случая с точки зрения индивидуального подхода рассмотрения его причин с акцентом на профилактическую направленность.

2) ГУ СО СПДП «Возрождение» (г. Балашов), ГУ СО СПДП «Забота» (п.г.т. Самойловка). Волонтерская практика с детьми, оставшимися без попечения родителей, проживающих в приютах, включала, в первую очередь, организацию студентами-добровольцами их досуга. Вовлечение детей в среду разнообразных, не научных, но развивающих занятий, позволило добровольцам быстро и без особых проблем установить контакт с детьми для дальнейшего целенаправленного и продуктивного общения.

3) Работа в ГУ «Балашовский центр социальной помощи семье и детям «Семья» началась с ознакомления с правовым статусом организации, с видами помощи, оказываемой клиентам. Подробно была рассмотрена деятельность двух отделений: психолого-педагогической помощи женщинам и детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, и первичного приёма и консультирования граждан.

4) ГУ «Дом-интернат для престарелых и инвалидов г. Балашова». В общении с людьми с ограниченными возможностями главной задачей стало установление доверительного контакта с ними, преодолев опасность построения некорректного, бестактного общения. Волонтерами был отмечен тот факт, что в работе с данной категорией клиентов требуется особо тщательная психологическая подготовка самих специалистов.

5) Индивидуальная работа на дому включала, прежде всего, работу с пожилыми людьми. Необходимо отметить, что она носила не только односторонний, но и двусторонний, диалоговый характер, подразумевающий организацию взаимопомощи между представителями старшего поколения и студентами, получившей продолжение по окончанию практики.

Для подтверждения значимой роли волонтерской практики в подготовке будущих специалистов по социальной работе и выявления начального уровня их профессиональной компетентности был осуществлен контент-анализ понятий, касающихся социальной сферы, которыми студенты оперировали при составлении реферативных отчетов [2, С. 497].

Понятийный минимум, включавший в себя, такие термины как: «социальный статус», «волонтерская практика», «специалист по социальной работе», «социальные проблемы», «коррекционная работа», «антисоциальная среда», «девиантное поведение», «амбивалентность», «полная благополучная семья», «социально-педагогическая деятельность», «воспитательно-профилактическая деятельность», - был взят за 100%. Затем было выявлено процентное содержание данных контентов в каждом из отчетов, выполненном той или иной группой волонтеров: ОДН УВД г. Балашова - 74%, ГУ «Балашовский центр социальной помощи семье и детям «Семья» - 56%, ГУ «Дом-интернат для престарелых и инвалидов г. Балашова» - 49%, ГУ СО СПДП «Возрождение» (г. Балашов), ГУ СО СПДП «Забота» (п.г.т. Самойловка) - 32%, индивидуальная работа на дому - 20% (средний уровень составил, таким образом, порядка 50%).

Полученный результат говорит о том, что у всех студентов первого курса в достаточной степени представлено знание понятийного аппарата. Вместе с тем, привлекает внимание наличие большой разницы в показателях между прохождением практики в социозащитных учреждениях и индивидуально. Более детализированное изучение данного феномена, включавшее, в том числе, опрос преподавателей, ведущих профильные дисциплины на первом курсе, а также непосредственных руководителей волонтерской практики, приводит к вполне обоснованному выводу о том, что подобный факт не может свидетельствовать об отсутствии должного уровня начальной компетенции у студентов-волонтеров, «работавших на дому». Вероятнее всего, это обусловлено установлением более тесного эмоционального контакта между клиентом и студентом (при организации индивидуальной работы) по сравнению с деловым стилем общения с сотрудниками социозащитных учреждений.

С учетом всего вышесказанного данный вид практик может вполне обоснованно рассматриваться в качестве одного из важнейших компонентов в профессиональной подготовке специалистов по социальной работе.