logo
actualqwe_09

Формирование профессионального самоопределения у учащихся начальной сельской школы

Проблема социальной защиты людей, проживающих в непростых социально-экономических условиях жизни современного села, актуальна. Это диктуется значимостью крестьянства в современном мире, его вкладом в экономическую культуру, духовную жизнь страны, его историческим вкладом в социально- экономические преобразования как развитых, так и развивающихся стран.

Социальная инфраструктура на селе слаборазвита, что ограничивает доступ сельских жителей к современным и основным услугам: образованию, здравоохранению, культурным коммуникациям, водоснабжению, транспорту. Школа на селе - это единственный институт, способный подготовить будущих специалистов сельскохозяйственного и промышленного производства, обладающих высоким уровнем знаний и культуры; специалистов, способных преобразовать агросферу и агросоциум.

В связи с этим, профориентационная работа в условиях сельской местности должна осуществляться не только поэтапно на каждой возрастной ступени. Необходим учет условий социально-экономического развития села. Должны быть задействованы различные социальные институты и налажены отношения сотрудничества между педагогами, осуществляющими обучение детей на разных возрастных ступенях. Методы и формы работы должны быть рассчитаны не на абстрактного , а на конкретного ученика, направлены на активизацию его личностных ресурсов, выработку самостоятельной позиции в выборе профессии.

Анализ состояния трудовой подготовки учащихся в начальной сельской школе и наблюдение за данным процессом позволяет сказать, что сейчас у многих школьников наблюдается потеря трудовой потребности, инициативы, интереса к труду и стремление к нетрудовому образу жизни. Происходит нарушение преемственности поколений, что выражается в стремлении родителей оградить своих детей от сельскохозяйственной сферы деятельности и направить в город. Сельские школы отказываются от сельскохозяйственной подготовки, идет переориентация на усвоение учащимися теоретических знаний, ориентация на работу в городской инфраструктуре. В результате, у школьников сформировалось противоречивое отношение к труду, или даже противоправное поведение в отношении к трудовой деятельности. Профориентационная работа в сельской школе направлена, главным образом, на учащихся среднего и старшего звеньев. Тогда как психологи и педагоги отмечают, что основы для успешного профессионального самоопределения формируются в период начальной школы. Учебная деятельность для школьника младшего звена играет большую роль. Однако она не может являться единственным средством их профессионального самоопределения.

Формы профориентационной работы в начальной школе достаточно разнообразны: это и встречи детей с мастерами своего дела, показы образцов труда, посильное участие в настоящих трудовых делах (трудовые пробы); экскурсии в различные учреждения села, праздники труда, выставки детских поделок, конкурсы рисунков, костюмированные карнавалы профессий, сочинения на темы: «Пусть меня научат», «Чей это инструмент?», «Какие профессии живут в нашем доме?».

Таким образом, в настоящее время работа сельской школы в направлении профессионального самоопределения младших школьников недостаточно развита. Труд рассматривается в отрыве от процесса формирования профессионального самоопределения подростков. Вместе с тем, необходимо учитывать, что трудовая деятельность младших школьников в условиях села является важнейшим средством выбора ими будущей профессии. Важно учитывать, что: 1) приобщение к труду должно осуществляться не через принуждение и носить организованный характер; 2) необходимо формировать практические навыки школьников в разнообразных условиях и формах; 3) важным в профессиональном самоопределении сельских школьников является партнерство школы с различными социальными институтами.

Ю.Ю. Слободянюк