logo
actualqwe_09

Социальная постинтернатная адаптация воспитанников Сухоложского детского дома

Детскому дому в г. Сухой Лог Свердловской области в этом году исполняется 15 лет. Учреждение располагается в бывшем здании детского сада, и на сегодняшний лень не подвергалось реконструкции со дня своего открытия. Здание детского дома имеет просторные помещения: группы, спальни, холлы, игровые и спортивную комнаты, музыкальный зал.

В детском доме проживает около 50 детей. Возрастной состав: младший школьный и подростковый возраст. В 2009 году количество выпускников детского дома составило 3 человека, из них трое продолжили обучение в профессионально-техническом училище в г. Сухой Лог. За 15 лет существования учреждения выпустилось 39 детей, из которых все продолжили обучение, 1 - в высшем учебном заведении в г. Санкт-Петербурге. С 1994 года 1 ребенка удочерили, 5 - восстановили в семью. Понимая то, что постинтернатный период является сложным и болезненным для выпускников детских домов, педагогическим коллективом была проведена диагностика по социальной постинтернатной адаптации выпускников 2008 года, когда они уже выпустились из детского дома и обучались в училищах городов Свердловской области. Как видно из высказываний выпускников 2008 года, что больше всего они сталкиваются с проблемами по социальной защищенности своих прав: 1) не знают, сохраняется ли их жилье, когда они выходят из детского дома, как продвигается их очередь в получении жилья; 2) идут ли социальные выплаты на их личный счет; 3) воспитанники легко входят в коллектив сверстников; 4) около 80% выпускников довольны своим выбором профессии.

Педагоги выделяют следующие проблемы при адаптации воспитанников Сухоложского детского дома: 1) низкая мотивация к обучению; 2) просят о помощи детского дома в трудоустройстве; 3) неконкурентны на современном рынке труда.

Исследование показало, что, несмотря на то, что каждый год выпускаются дети с разным сроком проживания в детском доме, с различным жизненным опытом проживания в семье, чаще всего негативным, большинство из них имеет одинаковый - очень низкий - уровень готовности к самостоятельной жизни, а значит имеются предпосылки для неуспешной социальной постинтернатной адаптации.

Педагогами детского дома разработана «модель» воспитательной системы. Цель программы - создание развивающей среды, создающей условия развития воспитанников средствами творчества, занятий спортом, музыкальное воспитание. Задачи: 1. сохранять и укреплять здоровье воспитанников, формировать у них здоровый образ жизни; 2. способствовать творческому развитию; 3.расширять сферу занятости выпускников в учреждениях дополнительного образования; 4. вовлекать каждого воспитанника в общественно значимую деятельность.

Постинтернатная адаптация - это тушение уже разгоревшегося пожара, и только изменив весь уклад жизни в интернате, можно избежать возгорания. Главным человеком должен стать воспитатель, специалист, подготовленный именно для решения воспитательных задач. Он должен готовить детей к самостоятельной жизни, и работа интернатного учреждения должна оцениваться по количеству выпускников, нормально устроившихся в жизни.

Е.А. Рыжкова, М.В. Мальцева