logo
actualqwe_09

Роль депривирующих факторов среды на формирование личности несовершеннолетних беспризорных

В кризисных социально-экономических условиях государство не в состоянии в полной мере обеспечить право на защиту населения от жестокого обращения, от экономической и иной эксплуатации. Дети чаще попадают в ситуацию социальной депривации и в сфере общественного воспитания и образования, и в семье, и на улице.

Несмотря на то, что государство уделяет внимание решению этих проблем (создана достаточно обширная нормативно-правовая база), ведомственная разобщенность, а также систематические реорганизации социальных отраслей привели к отсутствию современных механизмов в управлении всей социальной сферы, что в свою очередь приводит к низкой эффективности их использования. Отсутствуют структуры, которые бы отслеживали весь процесс реабилитации дезадаптированного ребенка и отвечали бы за конечные результаты. В то же время большое количество детей лишены многих необходимых для жизни условий существования, в результате чего многие несовершеннолетние испытывают на себе различные виды социальной депривации.

Беспризорность является одной из форм социальной депривации несовершеннолетних и тесно связана с такими проявлениями дезадаптации, как уклонение от учебы, бродяжничество, ранняя алкоголизация и наркотизация, девиантное и криминальное поведение: 60% свободного времени беспризорные проводят в уличной компании; 27,2% из них стремились заработать денег, 16% - задерживались за попрошайничество,11,8% - за воровство, 3% - за проституцию, 1,2 % - за распространение наркотиков.

Анкетирование детей из ГУ РК «Социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних г. Сыктывкара», проведенное автором в 2008 году, основной целью которого являлось исследование социальной депривации беспризорных и безнадзорных детей, показало, что основной контингент центра - дети 11-13 лет, именно в этот возрастной период дети наиболее подвержены таким явлениям как бродяжничество, побеги из дома, конфликты с окружающими. Общее количество опрошенных – 36 человек. Причинами попадания в центр явились, прежде всего, депривирующие факторы. Так, например, каждый пятый ребенок (20 %) попал в центр, так как сам убегал из дома; каждый шестой (17,5 %), так как были прогулы в школе (вообще не посещал); каждый седьмой (14,5 %), так как родители выгнали из дома.. На вопрос «Где Вам жить спокойнее», 5 % несовершеннолетних ответили, что им спокойно на улице, менее половины респондентов (40 %) считают, что в центре, однако больше половины опрошенных (55%) ответили, что дома.

Анализируя гендерно - возрастной ценз респондентов можно утверждать, что наиболее депривированными среди воспитанников центра являются девочки, которые испытывают на себе менее остро в 7-10 лет (11%), более остро в 11-13 лет (22%) и наиболее остро в период полового созревания 14-18 лет (19,5%). Мальчики же в обратной прогрессии, наиболее остро в 11-13 лет(22%), очень остро в 7-10 лет (17%), и наименее остро в 14-18 лет (8,5 %), что позволяет утверждать, что в этот возрастной период депривационные факторы мальчиками воспринимаются менее актуально. Каждый четвертый (25 %) ребенок считает, что родители его должны посещать в центре ежедневно, а каждый третий (36 %) ребенок, что хватит одного раза в неделю, и каждый седьмой написал, что родители вообще не должны к ним приходить. Однако, каждый девятый (11 %) отметил, что родители посещают их ежедневно, третий (33 %), что один раз в неделю, а 27 % детей родители вообще не посещают. Интересно то, что те дети, родители которых к ним не приходят, указывают на то, что хотели бы, чтобы их посещали хотя бы один раз в неделю, а те дети, родители которых посещают в центре, и вовсе не хотят, чтобы они к ним приходили.

Интересен тот факт, что больше половины респондентов (58 %), когда жили дома, испытывали крик и ругань со стороны родителей из-за плохого поведения и плохой учебы по 25% соответственно, каждый пятый (17 %) - за то, что не убрался в комнате, каждый десятый (11 %) - за драки, 8 % - за нецензурную брань. К тому же, из этих 58 % респондентов, 42 % были подвержены нецензурным выражениям в свой адрес. Больше половины респондентов (61 %) ответили, что их наказывали дома, а остальные (39 %), соответственно, что нет. Методами наказания явились: для каждого третьего ребенка (33,3 %) – родители не пускают гулять с друзьями, а для каждого седьмого респондента (13,8 %) методами наказания являются битье ремнем и постановка в угол, а для каждого девятого (11 %) – закрывали дома на ключ. Для 3 % опрошенных детей – методам наказания явилось битье палкой, 64 % респондентов ответили, что имели проблемы с учебой; депривирующие факторы испытывали 25 % детей, которые не делали домашнее задание, для 8 % - то, что над ними смеялись одноклассники, так как они одеты не как все, а для 11 % причинами проблем явилось то, что их недооценивают педагоги, придираются; для 5,5 % , то, что их выгоняют с уроков, обижают одноклассники и плохая успеваемость. Таким образом, подтверждается, что в основе социальной депривации беспризорных и безнадзорных детей лежат депривационные факторы отсутствия родительского внимания, то есть, родители уделяют мало внимания своим детям, не проверяют домашнее задание. К тому же у детей занижена самооценка, так как считают, что проблемы в школе заключаются в том, что их недооценивают педагоги. Родительское и педагогическое невнимание приводят к тому, что каждый второй ребенок (50 %) прогуливал уроки в школе т.к. 22 % - не делали домашнего задания, 14 % респондентов вместо учебы гуляли с друзьями, также 14 % не посещали школу по причине того, что их обижали, смеялись одноклассники, среди других причин, по 3 % детей отметили, что прогуливают по таким причинам как: нечего одеть, играют в компьютерном клубе, холодно на улице, болела голова. Дети лишены необходимых условий к нормальному обучению, что подтверждает нашу гипотезу о том, что в основе беспризорности, безнадзорности несовершеннолетних, находящихся в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних, лежат прежде всего различные виды лишений детей условий, необходимых для их полноценного физического и психического развития.