logo
actualqwe_09

Современные аспекты социальной защиты профессиональной деятельности молодежи

Молодежная политика государства, отношение общества к молодому поколению во все времена вызывали неоднозначную оценку подрастающему поколению со стороны умудренных жизненным опытом политиков. Актуальность проблемы заключается в том, что современные молодые рабочие и специалисты выступают активной производительной силой реализации государственных задач, социальной гарантией защиты интересов государства, а также решение демографических проблем общества [3]. В данной статье рассматриваются законодательные и нормативно-правовые аспекты социальной защиты молодежи. Центральным органом исполнительной власти, внедряющим в жизнь государственную молодежную политику в Украине, является Государственный Комитет молодежной политики, спорта и туризма.

Механизмом формирования и реализации государственной молодежной политики в Украине являются: законодательная база; ежегодные слушания в Верховной Раде Украины о состоянии молодежи и доклады по этим вопросам Верховной Раде Украины, Президенту Украины, структурным подразделениям, которые занимаются проблемами молодежи в органах государственной власти и управления всех уровней; социальные службы для молодежи; общества или молодежные организации; целевые комплексные программы; целевые средства на финансирование молодежной социальной политики; привлечение материальных и финансовых ресурсов предприятий, организаций и учреждений, объединений граждан, заинтересованных в работе с молодежью, деятельность специальных молодежных фондов.

В высших учебных заведениях создаются организации студенческого самоуправления, как одна из форм социальной защиты студенческой молодежи. Так в Приазовском государственном техническом университете органом студенческого самоуправления является студенческий Сенат, который формируется из представителей студенческих групп факультетов. Уровень авторитета студенческого Сената представляет отношение студентов к его деятельности: 84,6% опрошенных ответили, что они знакомы с деятельностью Студенческого Сената; 15,4% - не знакомы и не проявляли интереса к его деятельности; 56,3% высказались о возможности своего участия в студенческом самоуправлении; 34,7% считают, что студенческой самоуправление должно более активно защищать интересы студентов. Сравнительный анализ результатов опроса в полной мере согласуется с уровнем работы Студенческого Сената в данное время, который является лидером молодежного движения в городе Мариуполе. Законодательные и нормативно-правовые основы социальной работы с молодежью направлены на создание условий самореализации личности, содействие социальной адаптации и самореализации молодежи в интересах личности и общества. Современные законодательные и правовые документы касаются общей структуры населения Украины. Вместе с тем в них выделены отдельные статьи касающиеся непосредственной социальной защиты молодежи. Рассмотрим некоторые из них в контексте исследуемой проблемы [1,2].

Кодекс законов о труде Украины устанавливает гарантии обеспечения прав граждан на труд, в том числе «предоставление предприятиями, учреждениями, организациями, соответственно к их предыдущим поданным заявкам работы по специальности выпускникам государственных высших учебных, профессионально-воспитательных заведений». При сокращении численности или штата работников в связи с изменением в организации производства, при равных условиях преимущество остаться на работе имеют «работники которые обучаются в высших и средне-специальных учебных заведениях без отрыва от производства». Законом предусматривается сокращение продолжительности рабочего времени: для работников в возрасте от 16 до 18 лет – 36 часов в неделю; для лиц от 15 до 16 лет – 24 часа в неделю; продолжительность рабочего времени учащихся, которые работают на протяжении учебного года в свободное от занятий время не может превышать половину предусмотренного в установленных предыдущих пунктах.

В законе уделяется внимание работникам, которые сочетают работу с обучением. Устанавливаться следующие льготы: создание необходимых условий для совмещения работы с обучением; предоставление работы в соответствии с полученной квалификацией; время предоставления учебных отпусков работникам, которые обучаются в учебных заведениях; дополнительный отпуск в связи с обучением в профессионально-технических учебных заведениях; льготы работникам, которые учатся в высших учебных заведениях.

Дискуссия указанных прав молодежи в студенческой аудитории особо выявила заинтересованность студентов как будущих специалистов, положений касающихся прав молодых специалистов, а именно: необходимость целенаправленной разработки законодательных документов, касающихся прав молодых специалистов; установление гарантий социальной защиты, молодых специалистов, которые в равной степени касались как государственных, так и частных предприятий, организаций, учреждений; возможность работать по избранной специальности, согласно установленного срока для молодых специалистов; предприятия-заказчики на подготовку молодых специалистов, должны не только контролировать обучение студента, но и оказывать ему при необходимости материальную и финансовую поддержку. Представленные предложения студентов охватывают все стадии социальной защиты молодых специалистов, и вызваны жизненно-важных обстоятельствами в современной жизни человека.

К наиболее актуальным проблемам социальной защиты молодежи, требующим решения, можно отнести: разработку и принятия на законодательном уровне государственных гарантий трудоустройства молодежи; принятия закона о социальной защите молодых специалистов; создание условий для развития предпринимательской деятельности молодыми специалистами; внедрение мобильной системы переподготовки и повышения квалификации с целью создания условий для конкурентоспособности молодежи на рынке труда. Основополагающим в предложениях студентов выступает система образования, которая видится как государственная система, предоставляющая молодежи равные возможности в получении качественного образования, основным критерием которого должны являться знания молодого человека. В решении данной проблемы студенчество видит доминирующее развитие высших учебных заведений.

Если анализировать систему социальной защиты молодежи в те времена то можно однозначно сделать вывод о том, что эти проблемы могут успешно решаться, прежде всего, в условиях стабильной, прогнозируемой экономики. Именно прогнозирование экономики, устойчивое развитие и стабильное состояние общества выступают факторами развития производительных сил, активной составляющей, которой является молодежь.

Библиографический список

  1. Сирота И.М. Все о пенсиях, пособиях, социальной защите граждан Украины. – Х.: «Одиссей», 1999. – 592с.

  2. Кодекс законов о труде Украины (по состоянию на 3 марта 2005г.)

  3. Тюптя Л.Т., Иванова И.В. Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие. – К.: Знания, 2008. – 574с.