logo
actualqwe_09

Молодежная политика на муниципальном уровне в современных условиях.

Молодое поколение традиционно рассматривается как гарант будущего индивидуального выживания, социально-экономической стабильности, а также как общий стратегический ресурс развития общества. Проблемы молодежи всегда будут иметь научный интерес для исследователей. Современные исследования показывают, что проблема формирования и реализации молодежной политики, особенно на муниципальном уровне, изучена недостаточно. Научное исследование, осмысление, прогнозирование и планирование молодежной политики приобретает сегодня особый смысл и значение.

Современная молодежная политика пока не может способствовать эффективной социализации молодого поколения, решению проблемы формирования социально активной, ответственной личности как одной из своих главных задач. В этих условиях особое значение приобретает деятельность местного самоуправления, которое реализует основные направления социальной политики и становится все более значимым явлением в общественной жизни гражданского общества, занимающегося вопросами развития, нравственного и физического формирования подрастающего поколения, их воспитания, социальной адаптации в обществе, защите прав и интересов несовершеннолетних. Молодежная политика на муниципальном уровне, тесно связанная с государственной политикой, предполагает учет самых острых проблем молодежи конкретного муниципального образования в сфере здоровья и досуга, занятости и образования, бытовых проблем. На муниципальном уровне должна быть сформирована целостная система социальной поддержки молодежи, ее обучения и трудоустройства, которая способствует развитию молодежного движения и создает возможности регулирования молодежной миграции, обеспечения защиты прав и реализации интересов молодых людей, поддержки молодых семей.

Целью социологического исследования, проведенного Лабораторией научных исследований в социальной работе Магнитогорского государственного университета совместно с отделом по делам молодежи администрации города, явилось изучение социального самочувствия молодежи города Магнитогорска. Для достижения поставленной цели в ходе исследования решались такие задачи, как: измерение ранга и уровня удовлетворенности отдельными составляющими качества жизни молодежи. В качестве составляющих определяются такие показатели, как состояние здоровья, отношения в семье, круг общения, досуг, жилищные условия, образование, работа, материальное положение. В качестве заданных жизненных проблем выступают нехватка денег, безработица, проблемы вкладчиков финансовых структур, влияние финансово-экономического кризиса. Понятие «социальное самочувствие» характеризует общее мироощущение человека, оценку им своей жизни, ощущение ее устроенности, или неустроенности. Объектом исследования является молодежь города Магнитогорска. Сбор первичной социологической информации осуществлялся методом индивидуального анкетного опроса в студенты ВУЗов январе-феврале 2009 года и охватил 610 человек. Были опрошены учащиеся школ, учащиеся учреждений начального и среднего профессионального образования, работающая молодежь.

Совокупность нереализуемых потребностей человека формирует социальные проблемы, на решение которых должна быть направлена социальная политика. В исследовании актуальность проблем изучалась в двух аспектах – муниципальном и личностном. Самыми актуальными, по мнению молодых людей, проблемами на муниципальном уровне являются: безработица (63,5%); проблему дороговизны жизни, цен выделяют 49,6% респондентов. Среди значимых проблем были названы жилищные проблемы (47,3%), преступность (45,6%), алкоголизм (37,1%). Кроме того, молодых людей волнуют такие проблемы, как уровень медицинского обслуживания (35,5%), наркомания (33%). Не являются актуальными доступность и качество образования, организация досуга, непонимание со стороны старшего поколения, межнациональные проблемы. К числу социальных факторов относят существующие проблемы благоустройства города, безработицы, жилья, а также низкий уровень доходов. По данным нашего исследования 12, 8% имеют среднемесячный доход на одного члена семьи до трех тысяч рублей; 29,1% респондентов имеют среднемесячный доход на одного члена семьи от трех до шести тысяч рублей, 23,5% опрошенных имеют – от шести до десяти тысяч рублей на одного члена семьи. Эмпирическим индикатором в личностном плане социального самочувствия является эмоциональное состояние человека – уровень социального оптимизма ил пессимизма, ощущение счастья или несчастья, уровень тревожности, раздражения. Основная трудность при измерении качества жизни состоит в разнородности его показателей. К таким показателям относятся, например уровень доходов, размер заработной платы, уровень удовлетворенности или неудовлетворенности разными аспектами жизни. По результатам нашего исследования половина опрошенных – 50,9% считает, что их устраивает жизнь, которую они ведут, не удовлетворены жизнью (21,2%), остальные затруднились ответить (27,9%). В современный период необходимо учитывать влияние финансово-экономического кризиса на молодежь и их семьи: 44,7% респондентов отмечают, что финансовый кризис повлиял на их семью, 43,5% ощутили кризис частично, затруднились ответить 2,8%, и только 9% ответили, что кризис никак не повлиял на их семью. Мы пытались выяснить мнения молодых людей о том, что ожидает город Магнитогорск в ближайшее время и получили следующие результаты: 44,5% респондентов настроены пессимистично, так как они думают, что ситуация в городе ухудшится, 43,5% опрошенных верят, что ситуация улучшится, остальные затруднились ответить. Тем не менее, около 50% респондентов хотели бы уехать из города, но из них 23% не имеют такой возможности, 16,6% хотели бы уехать навсегда и собираются это сделать. Поэтому необходимо обратить внимание на то обстоятельство, что в условиях системного кризиса российского общества, сопровождающегося растущей имущественной, социально-классовой и культурно-образовательной дифференциацией населения произошло существенное изменение роли смысложизненных ценностей в сознании и поведении молодежи.

Российское общество проходит очередной этап политических, экономических и социальных преобразований. Произошли серьезные изменения, которые значительно затрудняют успешную социализацию российской молодежи. Одним из принципов молодежной политики является принцип разрешения проблем молодежи самой молодежью при правильно организованной системе поддержки ее потенциала и создания необходимых условий его реализации и развития. Однако, жизнь молодых людей, решения, принимаемые в области социальной политики, во многом зависят от тех институтов власти, которые управляют обществом, и от конкретных руководителей, политиков, представляющих властные структуры. В условиях активных общественных преобразований должна складывается новая система партнерского взаимодействия молодежи с властью, государственными, муниципальными учреждениями, различными общественными организациями и иными организационно-деятельностными структурами, непосредственно или опосредованно призванными работать с молодежью.

К.Н Горнушкин, А.Г. Деминов