Личностные особенности детей с дцп как фактор риска возникновения социальной дезадаптации
Современный процесс социокультурного включения и адаптирования лиц с ограниченными возможностями принимает в качестве основополагающей идею независимого образа жизни. Она позволяет выявить социокультурное содержание жизнедеятельности различных категорий лиц с отклонениями в развитии и определить систему социокультурных мер, направленных на преодоление существующих проблем социальной и культурной адаптации лиц с ограниченными возможностями.
Среди различных категорий лиц с отклонениями развития довольно большой процент составляют дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Проблемы социальной адаптации детей с ДЦП стоят особенно остро, поскольку именно они испытывают значительные затруднения и в социализации и в формировании навыков социальной коммуникации вследствие имеющихся коммуникативных ограничений и барьеров, ограничения мобильности, недостаточности навыков межличностного взаимодействия, а также неприятия и ограничения общения с этими людьми большинством социума.
В настоящее время проблемами лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата занимается достаточно узкий круг специалистов, хотя гуманизация отношения общества к лицам с отклонениями в развитии заставляет вносить коррективы в профессиональную деятельность специалистов различных профилей и, в частности, социального педагога. Однако конкретных программ, направленных на решение проблем социальной адаптации лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата в настоящее время разработано мало, что делает данную проблему чрезвычайно актуальной. Поиск различных путей социальной поддержки данной категории детей и обусловил выбор темы исследования [2].
Успешность социальной адаптации детей с ДЦП определяется рядом факторов, среди которых наиболее значимым являются личностные особенности детей данной категории. Личностные особенности негативного характера являются одним из факторов риска возникновения социальной дезадаптации. Поэтому работа по коррекции личностных особенностей детей с ДЦП является одним из ведущих направлений деятельности многих специалистов и, в частности, социального педагога. Данные теоретического изучения проблемы нашли свое подтверждение в экспериментальном исследовании, основной целью которого являлось изучение личностных особенностей детей с ДЦП и определение их влияния на социальную адаптацию детей данной категории [1].
В исследования приняло участие 7 детей с диагнозом ДЦП, основными критериями, выборки которых являлись признаки социальной дезадаптации, проявляющиеся в эмоциональной нестабильности, неумении общаться со сверстниками, в неприятии ребёнка коллективом группы и т.д. Исследование осуществлялось с помощью комплекса методов: анализ документов, опросные методы исследования, психодиагностические методики (методика диагностики уровня притязаний и уровня самооценки Т. В. Дембо, С. Я. Рубинштейна в модификации А. М. Прихожан, методика «Шкала тревожности» (Дж. Тейлор), методика личностного дифференциала (адаптирована в НИИ им. В. М. Бехтерева), методика экспресс-диагностики невроза К. Хека и Х. Хесса).
Анализ результатов исследования позволил выделить наиболее характерные психофизиологические, личностные и социально-психологические особенности детей с ДЦП: 1) все дети имеют двигательные нарушения различного характера, обуславливающие нетипичный внешний вид ребенка; 2) практически у всех детей отмечаются специфические отклонения в психическом развитии, проявляющиеся в нарушениях познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и личности в целом.
Основным нарушением познавательной деятельности у исследуемых детей является задержка психического развития церебрально-органического происхождения, что проявляется в низкой познавательной активности детей, отсутствии интереса к занятиям.
Нарушения эмоционально-волевой сферы проявляются либо в виде повышенной эмоциональной возбудимости, либо в виде заторможенности, застенчивости, робости. Иногда нарушения эмоционально-волевой сферы проявляется в радостном, благодушном настроении со снижением критики (эйфория).
Нарушения поведения проявляются в виде агрессии, реакции протеста по отношению к окружающим, либо состоянием полного безразличия, равнодушия, безучастности.
Своеобразие структуры личности проявляется в отсутствии уверенности в себе, самостоятельности, в повышенной внушаемости: 1) для всех детей характерны трудности социальной адаптации, что усиливает выраженность таких черт личности, как робость, застенчивость, сочетающиеся с повышенной обидчивостью, впечатлительностью, замкнутостью; 2) для большинства исследуемых детей характерно отсутствие позитивного отношения к жизни, обществу, семье, обучению, труду.
Обобщение полученных результатов позволило разработать комплексную программу, направленную на коррекцию негативных личностных особенностей ребенка с ДЦП, а также коррекцию характеристик, усиливающих выраженность данных особенностей (длительное пребывание в условиях частичной изоляции, невозможность полноценно передвигаться, общаться со сверстниками, переживание недоброжелательного отношения сверстников, условия социальной и эмоциональной депривации др.).
Цель программы – помочь ребенку поверить в собственные силы, развить его творческие способности, избавиться от страхов.
Основные направления работы: 1) снижение уровня тревожности и невроза; 2) повышение самооценки и уровня притязаний; 3) приобщение детей к коллективной деятельности в общественных мероприятиях, занятиях кружков, секций художественной самодеятельности.
Деятельность в рамках разработанной нами программы осуществлялась с помощью таких методов, как арттерапия, тренинги, библиотерапия, игротерапия, сказкотерапия, гарденотерапия.
Апробация данной программы в группе детей с ДЦП показала ее достаточную эффективность, что подтверждается результатами вторичного исследования. Так, у детей уровень невроза, притязаний и самооценки диагностируется как средний, снижен показатель тревожности (хотя некоторая тенденция к высокому уровню сохраняется); у всех детей фиксируется склонность осознавать себя как носителя позитивных, социально желательных характеристик, рассчитывать на собственные силы в трудных ситуациях. Что свидетельствует о предотвращении социальной дезадаптации. Программа по коррекции негативных личностных особенностей детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата обсуждена специалистами Центра «Семья» и рекомендована для использования в практической деятельности социального педагога.
- Актуальные вопросы организации работы с молодежью
- 24 Апреля 2009 г. Выпуск 1
- Содержание
- Раздел 1. Междисциплинарный подход
- Раздел 2. Проблемы молодежи в сфере образования и занятости 61
- Раздел 3. Молодежная политика современной россии: пути решения проблем 106
- Раздел 4. Социальная работа
- Раздел 5. Проблемы здоровья и семейного благополучия современной молодежи 187
- Раздел 1 междисциплинарный подход к изучению мировоззрения и ценностных ориентаций молодежи и социальной работы с молодежью
- Практика как фактор профессионального самоопределения студенческой молодежи
- Библиографический список
- Роль волонтерской практики в профессиональном становлении студентов-первокурсников
- Библиографический список:
- Региональный фактор этнокультурных идентичностей молодежи Приазовья
- Библиографический список
- Роль системы ценностных ориентаций в деятельности студентов – активистов вуза
- Ценность материнства и отцовства в структуре личностных ориентаций молодёжи
- Социальная реклама как средство формирования мировоззрений современной молодежи
- Актуальность социальной работы с молодежью в России
- Библиографический список
- Социальная работа в Украине в условиях трансформации общественных отношений
- Библиографический список
- Волонтерская деятельность как технология социального воспитания студентов
- Мотивационные основы добровольческой деятельности студентов
- Толерантность в молодежной среде
- Библиографический список
- Ценностные ориентации современной молодежи
- Библиографический список
- Роль волонтерской деятельности в процессе подготовки специалистов по социальной работе
- Формирование профессионального самоопределения у учащихся начальной сельской школы
- Исследование ценности родительства в структуре личностных ориентаций молодежи
- Добровольчество в молодежной среде: проблемы развития
- Стратегии ценностного выбора молодежи
- Раздел 2
- Основные формы социально-психологической поддержки молодых безработных
- Организационные элементы управления молодежным рынком труда
- Анализ параметров занятости молодежи как инструмент формирования молодежной политики
- Библиографический список
- Роль негосударственных поставщиков социальных услуг в обеспечении социальной защищенности молодежи
- Библиографический список
- Стратегии поведения безработной молодежи на рынке труда
- Библиографический список
- Использование новых информационных технологий в профессиональной деятельности как проблема трудоустройства молодежи
- Библиографический список
- Музыка как средство духовно-нравственного воспитания студенческой молодежи
- Гендерный аспект жизненных стратегий сельской молодежи
- Библиографический список:
- К проблеме о трудовой занятости молодежи (на примере Регионального кадрового центра г. Кулебаки Нижегородской области)
- Совет молодых специалистов как субъект профессионально-трудовой адаптации молодежи на предприятии
- Молодежь как социально-уязвимая категория на рынке труда
- Гендерные различия мотивов учения в подростковом возрасте
- Библиографический список
- Современные аспекты социальной защиты профессиональной деятельности молодежи
- Раздел 3
- Библиографический список:
- Молодежная политика на муниципальном уровне в современных условиях.
- Гражданско-патриотическое воспитание подростков и молодежи Талицкого городского округа
- Опыт реализации государственной молодежной политики на территории Талицкого городского округа
- Условия организации военно-патриотического воспитания молодежи
- Патриотическое воспитание молодежи: проблемы и перспективы
- Деятельность государства по развитию потенциала молодежи как основной приоритет реализации Стратегии развития России до 2020 года: опыт Свердловской области
- Библиографический список
- Некоторые вопросы социального обеспечения молодых мигрантов в странах снг
- Библиографический список
- Значение студенческого самоуправления в реализации государственной молодежной политики
- Библиографический список
- Молодежная политика как средство решения молодежных проблем
- Общественные организации как субъект патриотического воспитания молодежи
- Военно-патриотического воспитание как необходимое условие нравственного формирования гражданина
- Федеральный и региональный уровень молодежной политики современной России (опыт Саратовской области)
- Библиографический список
- Раздел 4
- Профилактика суицида среди молодежи
- Библиографический список
- Социально-педагогическая поддержка дезадаптированных подростков
- Библиографический список
- Агрессивное поведение подростков как социальная проблема
- Роль депривирующих факторов среды на формирование личности несовершеннолетних беспризорных
- Библиографический список
- Профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетних
- Социальная постинтернатная адаптация воспитанников Сухоложского детского дома
- Влияние организации досуговой деятельности на профилактику противоправного поведения среди несовершеннолетних
- Библиографический список
- Влияние криминальной субкультуры на молодежь
- Библиографический список
- Гендерная агрессия в молодежной среде
- Теоретические подходы к проблеме социальной интеграции детей с ограниченными возможностями
- Библиографический список:
- Физическая культура и спорт как средство профилактики асоциального поведения подростков
- Особенности социальной адаптации молодежи, освобождающейся из мест лишения свободы
- Библиографический список
- Особенности профилактики алкоголизации молодежи в современном обществе
- Роль социально-реабилитационных центров в работе с несовершеннолетними правонарушителями
- Раздел 5 проблемы здоровья и семейного благополучия современной молодежи
- Социальный стресс как фактор жизнеспособности молодого поколения
- Медико-социальные аспекты комплексного сопровождения юных матерей из числа детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей
- Социально-медицинская работа как важнейшее направление в охране здоровья детей и подростков (в условиях детской поликлиники)
- Библиографический список
- Динамика изменения семейно-брачных ценностей молодежи
- Библиографический список
- Личностные особенности детей с дцп как фактор риска возникновения социальной дезадаптации
- Библиографический список
- К вопросу сохранения молодой семьи в условиях кризисных семейных отношений
- Профилактика семейного и детского неблагополучия в системе социальной защиты Свердловской области
- Семейное просвещение старшеклассников как фактор осознанного создания семьи
- Студенческая семья как особая категория молодых семей
- Библиографический список
- Социальная защита несовершеннолетних матерей в России
- Библиографический список
- Здоровье детей: социально-педагогический аспект и современные пути решения проблемы
- Часть 1 - «Разговор о правильном питании».
- Часть 2 - «Две недели в лагере здоровья».
- Часть 3 - «Формула правильного питания».
- Современная сельская молодая семья: состояние и тенденции
- Влияние мнения сверстников и мнения родителей на детей-подростков
- Молодая семья: состояние и тенденции развития
- Социальная работа с молодой семьей, находящейся на грани развода
- Сведения об авторах