logo
actualqwe_09

Волонтерская деятельность как технология социального воспитания студентов

Институт волонтерства распространен во многих странах мира, становясь все более значимым педагогическим ресурсом развития общества. Во Всемирной Декларации Добровольчества, принятой в январе 2001 года (объявленного Годом Добровольцев), отмечается, что добровольчество - фундамент гражданского общества, оно привносит в жизнь потребность в мире, свободе, безопасности и справедливости. Обозначим некоторые позиции, на которых строится процесс формирования добровольческого звена в Муромском институте Владимирского государственного университета.

Волонтерство рассматривается нами как технология социального воспитания студенческой молодежи, т. е. как определенная последовательность применения методик по привлечению, организации работы и поддержке волонтеров в добровольческом студенческом объединении. Данное определение не только раскрывает сущность волонтерской деятельности, но и показывает технологию его организации. Иными словами, волонтерство, оказывая на студенческую молодежь социализирующее влияние, выступает своеобразной формой ее вовлечения в решение общественных проблем.

Для осуществления этого процесса необходимо создание комплекса педагогических условий, придающих волонтерской деятельности «жизненный характер». Такими условиями выступают: 1) наличие в студенческой среде идеи безвозмездной помощи нуждающимся (если в среду эти идеи не попали, то нельзя их сверху насаждать); 2) пропаганда идей добровольчества одновременно среди преподавателей вуза и студентов; 3) наличие в студенческой среде студентов-пропагандистов; 4) наличие ядра преподавателей вуза и представителей общественных объединений, поддерживающих идеи добровольного служения обществу и способствующих их реализации студентами.

Проект «Дворовая практика», который в летний период при участии студентов – волонтеров Муромского института Владимирского государственного университета (МИВлГУ) совместно с учителями общеобразовательных учебных заведений и разработан Управлением образования Нижегородской области. «Дворовая практика», с одной стороны, направлена на организацию позитивного и интересного досуга детей и молодежи по месту жительства в летний период силами студентов - волонтеров, а с другой стороны - на развитие профессиональных знаний студентов, выработку и закрепление умений и навыков. Первой ступенью проекта является обучение студентов-волонтеров навыкам организации досуга детей и молодежи во дворах. В рамках освоения первой ступени студенты прошли курс обучения на базе детского оздоровительного лагеря «Сокол» (Городецкий район)

Идеей проекта является создание новой системы организации досуга детей и молодежи во дворах, которая позволяет максимально использовать знания, опыт и профессионализм педагогов общеобразовательного учреждения, осуществляющих работу, а также активность, жажду творчества и потребность самореализации у студентов. Данное сотрудничество способствует решению сразу нескольких проблем: компенсирует нехватку педагогов – организаторов в учреждениях; участие студентов-волонтеров в реализации проекта; обогащает и развивает работу с подростками и молодежью на основе принципа «равный учит равного»;позволяет волонтерам - студентам учреждений среднего и высшего профессионального образования участвовать в организации и проведении различных мероприятий для подростков и молодежи, что позволяет вовлечь большее количество подростков в общественную, культурную и спортивную жизнь конкретного населенного пункта. Организация позитивной и содержательной занятости детей и молодежи по месту жительства является наиболее функциональной формой профилактики асоциальных проявлений в подростково - молодежной среде. Вместе с тем достаточно острой остается проблема вовлечения подростков старше 14 лет в организованную и позитивную деятельность (всего 2,3 % детей старше14 лет постоянно посещает кружки и секции различных учреждений). Предлагаемые педагогами общеобразовательных учреждений формы и методы работы рассчитаны в большей степени на детей из благополучных семей в возрасте от 5 до 12 лет. Нехватка ставок педагогов – организаторов в данных учреждениях приводит к тому, что социоклубные, уличные методы работы широко не применяются.

Особенно остро проблема организации занятости детей и молодежи по месту жительства встает в каникулярный период времени. В большей мере это касается подростков старше 12 лет из неблагополучных семей и из семей «группы риска». По нашим наблюдениям подростки и молодежь, получив возможность стать активными участниками разнопланового организованного досуга, научились правильно распределять свое свободное время, повысили коммуникативный потенциал, уточнили свои ценностные ориентации и, таким образом, были включены в деятельность по профилактике асоциального поведения.

Вовлечение студентов - волонтеров в реализацию проекта «Дворовая практика» способствует вливанию новых идей, новых подходов, ориентированных на работу именно с подростками с учетом специфики подростково – молодежной популяции и на основе равного общения.

Таким образом, волонтерство рассматривается нами как технология социального воспитания студентов, позволяет оптимально, эффективно и адресно решать актуальную проблему досуга подростков и молодежи.

Е.В. Первак