logo
actualqwe_09

Семейное просвещение старшеклассников как фактор осознанного создания семьи

В настоящее время акцент на семейное просвещение школьников, на формирование у них отношения к семье как основе благополучия, созидания и стабильности, ставится лишь в некоторых образовательных учреждениях, у кого имеются на это возможности (соответствует учебный план или имеется наличие семейных клубов, секций). Для того чтобы определить, необходимо ли информировать и готовить старшеклассников к семейной жизни, нами был проведен опрос жителей города Мурома в количестве тридцати человек. 100 % опрошенных сошлись на мнении, что школьников нужно просвещать на предмет семейных ценностей, 69% согласились с тем, что в школе не дают достаточного количества знаний, чтобы стать достойным семьянином. Также, нами было проведено анкетирование учащихся 9, 10, 11 классов образовательного учреждения города Мурома № 13, обработанные результаты которого показали следующее: 73 % опрошенных сказали, что в школе про семенные ценности, отношения им говорят, но редко. Эти результаты, указывают на то, что все же в школе не ставится акцент, на формирование выпускника как достойного семьянина. Обнаружена некая противоречивость ответов: 22% указали, что в школе все время говорят о семейном воспитании, 5 % ответили, что вовсе не говорят. Возможно, это влияния каких-либо субъективных факторов. 63, 5 % старшеклассников сошлись на мнении, что им необходимо больше знать о семейных ценностях, так как в будущем они хотят стать достойными супругами, 22,5 % ответили, что им рано думать еще о семье, 14 % затруднились ответить.

Таким образом, обработанные результаты обозначали проблемное поле, что старшеклассники задумываются о будущих семейных отношениях, хотят стать достойными семьянинами, а школа им не дает достаточного уровня знаний.

Также нами было проведено интервьюирование нескольких учителей, которые преподают и не преподают у старшеклассников, а также руководителей семейных клубов. Их ответы сводились к тому, что в школах вовсе недостаточно обучают школьников ценностям семейной жизни, что нужно это делать при любой возможности. Проводимые же мероприятия в рамках семейных клубов и семейных гостиных в основном касаются родителей школьников, а акцент нужно делать на учащихся

Полученные результаты анализировались нами и явились основой в следующем плане действий. Мы предлагаем следующую форму семейного просвещения старшеклассников. В образовательных учреждениях ввести новую дисциплину «Основы семейного просвещения». В школах, где имеется социальный педагог или психолог – основные мероприятия по воспитанию ценностного отношения к семье должен разрабатывать именно он, хотя следует учитывать, что у него есть свои определенные обязанности, и это для него будет лишней нагрузкой. В образовательных учреждениях, где не имеется данный профессиональный кадр, эти функции присваиваются консультанту семейного просвещения, должностные инструкции которого мы разработали.

При отсутствии необходимых специалистов, семейным просвещением старшеклассников занимаются студенты специальности «Социальная работа» на добровольных началах. За годы обучения они изучают такие дисциплины, как психология, семьеведение, философию, технологию социальной работы, социологию, политологию и др., поэтому можно сказать, что они довольно-таки компетентны в своей деятельности.

Следует учитывать тот факт, что это экономически выгодно для школ, и тем более для администрации г. Мурома, потому что студенты будут преподавать данную дисциплину на добровольных началах. Эта деятельность также полезна для самого студента, который будет преподавать в школе «Основы семейного просвещения», так как это определенный опыт для дальнейшего профессионального определения.

В их обязанности будет входить проведение лекций с актуальным материалом, затрагивающим ценностные аспекты ячейки общества, распределение семейного бюджета, правильность семейного досуга, культуру межличностного общение, межродственных связей, половое просвещение, нормативные стороны семейной жизни и др. с использованием видеофильмов, раздаточного материала.

В конце каждого семестра студенту - консультанту семейного просвещения необходимо проводить диагностику старшеклассников для определения эффективности данной методики. Мы предлагаем в этих целях использовать анкету, которую необходимо провести перед началом обучения школьников новой дисциплине. Затем результаты анкетирования каждый семестр сравнивать и следить за изменениями ценностных установок старшеклассников.

Предлагаемая нами модель требует апробации в пределах общеобразовательных учреждений.

Л.И. Маркина