logo
actualqwe_09

Мотивационные основы добровольческой деятельности студентов

Добровольческая деятельность позволяет через реальные дела укреплять общечеловеческие ценности, которые способны сохранить социальную стабильность, снизить агрессивность, риски вовлечения молодежи в антиобщественные поступки, увеличить межкультурную толерантность в обществе. Создание условий свободного доступа к добровольческой деятельности, привитие с детских лет ценностей общественного служения способствует решению важнейшей задачи государства – укоренению в обществе таких фундаментальных ценностей, как гражданственность, свобода выбора, справедливость, честность, солидарность, отзывчивость.

Часто в качестве мотива для добровольческой деятельности выступает потребность в контактах с другими людьми и преодоление чувства одиночества. Добровольчество отвечает естественной потребности быть членом группы, ценностям и целям которой доброволец может полностью соответствовать. Результаты исследования свидетельствуют о том, что у большинства (65%) опрошенных существует потребность делать добро, у 10% опрошенных есть желание приложить свои умения, моральную компенсацию указали 15% респондентов, у 5% есть свободное время, которое надо куда-то деть, совместность действий в работе привлекает 5% опрошенных. В основе мотивов, побуждающих людей к добровольной работе в социальной сфере, лежит значительный спектр индивидуальных и социальных потребностей, присущих каждому человеку. Так, на вопрос, «Почему Вы заинтересованы работать добровольцем?» большинство респондентов (80%) ответили, что хотят помогать нуждающимся людям, 10% опрошенных - надеются научиться чему-то новому, для собственного удовольствия хотят работать только 5%, столько же (5%) – хотят познакомиться с новыми людьми. В анкете респондентам было предложено отметить, что добровольчество – это способ: строить социальные отношения – ответили большинство опрошенных (95%), применять на практике свои моральные и религиозные принципы отметили 40%, получить новые навыки и почувствовать себя хорошо по 80%, почувствовать себя способным что-то совершить – 60%. На вопрос, «Какими качествами на Ваш взгляд, должен обладать лидер», были даны следующие ответы: наличие духовных ценностей отметили большинство опрошенных (80%), на целеполагание, упорство, умение достигать поставленных целей указали все опрошенные (100%), ответственность, творческий характер и внутренняя свобода важна для большинства респондентов (80%).

Добровольчество есть свободно принимаемые моральные обязательства. Люди помогают друг другу потому, что это дает им чувство удовлетворения от выполнения своего нравственного долга. Это не есть действие, навязываемое внешней властью. Добровольчество как взаимопомощь и самопомощь строится на доверии и ожидании, то есть подразумевается, что добровольцам отплатят добром за их дела. Заботясь о других, люди становятся более человечными. В ходе опроса удалось выяснить, что побудило студентов примкнуть к добровольческому движению. Для большинства опрошенных (85%) – это способ самовыражения, 15% респондентов указали на потребность в постоянном общении и в новизне. Реализуют на практике свои духовные ценности 5% опрошенных.

Таким образом, мотивационные основы добровольческой деятельности студентов выражаются в удовлетворении таких потребностей, как контакты с новыми людьми, самоудовлетворение, продвижение ценностей. Добровольческая деятельность позволяет человеку, особенно молодому, лучше сориентироваться в различных видах профессиональной деятельности, получить реальное представление о предполагаемой будущей профессии или выбрать направление профессиональной подготовки, приобрести полезные навыки, необходимые в дальнейшем для работы.

С.Д. Пономарев