Социальная реклама как средство формирования мировоззрений современной молодежи
Молодежь – один из наиболее активных субъектов восприятия рекламы и важный объект рекламного воздействия. Исследование в России показало, что приоритетными источниками информации для молодежи являются семья, СМИ (особое место занимают электронные СМИ) и реклама. На фоне интереса к рекламе особенно тревожит чрезвычайно низкий интерес к «продукции» учреждений культуры, чтению литературы, к спорту. Следует отметить некоторые особенности современной рекламы: во-первых, широкая распространенность. В настоящее время реклама – неотъемлемая часть теле- и радиовещания, оформления Интернета и уличных площадей, ставшая своеобразным элементом архитектуры нынешних городов. Во-вторых, ее навязчивость, особенно заметная на телевидении. В-третьих, информация, передаваемая в ней, воспринимается как заведомо достоверная. В-четвертых, как правило, в основе рекламы содержится культ потребления, соответственно, формируется потребительское отношение к жизни, что может создавать ощущение ущербности и недостаточности. Постоянное стремление к потреблению разрушает психику, рождает стрессовое, депрессивное состояние индивида, препятствует восприятию эстетических архитектурных ансамблей, теплоты человеческих отношений, рождает пассивность, нежелание делиться.
Констатируя факт значительного влияния рекламы на формирование мировоззрения современной молодежи, нельзя не отметить ее деструктивную роль в процессе социализации подрастающего поколения, в становлении и укреплении позитивных социально-политических и нравственных качеств молодежи. Вызывает озабоченность массовое распространение рекламных образцов безнравственности, аморализма, насилия, жестокости, норм и поведения, не совместимых с российским менталитетом. Сложившуюся ситуацию способна изменить социальная реклама. Социальная реклама – это распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств информация о возможностях преодоления социальных проблем: о предоставляемых услугах (за исключением платных) социальных служб, социально-значимых ценностях и идеях, имидже государственных социальных служб; привлечение спонсоров и благотворителей к решению проблем социального и общественного характера, то есть побуждение населения к участию в социальных программах путем пассивной (в виде денежных взносов, обращений в социальную службу) и активной (в виде работы в волонтерских движениях, общественных организациях, проводимых акциях и т.п.) деятельности. Функциональный потенциал социальной рекламы определяет её большие возможности в формировании мировоззрений молодежи. Такая реклама может выполнять следующие функции: информационная, воспитательная, адаптационная (указание молодому человеку способов реагирования на конфликтные ситуации, помощь в ситуации нравственного выбора), охранно-защитная функция (реклама ЗОЖ, или «Проверьте, дома ли ваш ребенок»), аксеологическая (например, «Позвоните родителям!») и т.д.
В соответствии со своими особенностями социальной рекламе присущи специфические принципы: Принцип достоверности – данное положение имеет особое значение для социальной рекламы. Вся информация, которую клиент из неё получает, не подвергается им сомнению, и соответственно является той, которой следует доверять. Нарушение данного принципа может повлечь за собой формирование неправильных, негативных, агрессивных социальных стереотипов у молодых людей, и в конечном результате, стать причиной дестабилизации личности, быть помехой её правильной социализации. Принцип актуальности – вся информация, передаваемая в социально-рекламных сообщениях, должна быть правдивая и адекватно отображать социальную ситуацию в текущий момент времени. Молодежь является наиболее передовой, подвижной и творческой категорией людей, устаревшая информация воспринимается ею как пережиток, поэтому социальная реклама будет интересна данной социально-психологической группе, только если будет содержать самые свежие данные. Принцип социальной значимости – реклама обязательно должна быть социально-значимой и социально-одобряемой, не содержать данных коммерческого характера или нести агрессивный, негативный эмоциональный заряд. Принцип перспективности: с одной стороны, разрабатывая макеты социальной рекламы, следует учитывать перспективы развития проблемы, прогнозы, инновационные технологии. С другой стороны, такая реклама должна указывать и четко формулировать перспективы развития общества, особенно это важно для молодежи, поскольку наличие четких целей позволяет воспитывать в себе качества, необходимые для их достижения. Если молодые люди будут хорошо ориентироваться в происходящих в России переменах, то смогут в период своего обучения сконцентрироваться на знаниях, необходимых для будущей профессиональной деятельности по достижению собственного благополучия и страны в целом. Принцип прогрессивности. Одним аспектом этого положения является соответствие системы воспитания и воздействия рекламы передовым зарубежным и отечественным научным теориям и разработкам. Социальная реклама нацелена на формирование определенного стереотипа поведения, и ошибки в её создании могут стать причиной дезориентации индивида в окружающей среде или формированию социально-неодобряемого или даже делинквентного стереотипа поведения. Поэтому современные технологии при изготовлении социальной рекламы должны использоваться после тщательной и детальной апробации. Разработка социально-рекламных мероприятий должна основываться на достижениях педагогической и психологической наук, учитывать изменения законов общественного развития, учитывать психологические и возрастные особенности личности молодого человека. Принцип упорядоченности – минимизация средств по выработке определенного решения. Примеры социальной рекламы должны нести минимум информации, чтобы не рассеивать внимание целевой аудитории.
Подводя итог, можно сказать, что социальная реклама является одним из средств воспитания гражданской активности и ответственности молодежи, несет в массы знания, культуру, высокие моральные образцы, способствует успешной социализации молодых людей в условиях современной, порой деструктивной, окружающей среды.
Н.Ю. Масленцева
- Актуальные вопросы организации работы с молодежью
- 24 Апреля 2009 г. Выпуск 1
- Содержание
- Раздел 1. Междисциплинарный подход
- Раздел 2. Проблемы молодежи в сфере образования и занятости 61
- Раздел 3. Молодежная политика современной россии: пути решения проблем 106
- Раздел 4. Социальная работа
- Раздел 5. Проблемы здоровья и семейного благополучия современной молодежи 187
- Раздел 1 междисциплинарный подход к изучению мировоззрения и ценностных ориентаций молодежи и социальной работы с молодежью
- Практика как фактор профессионального самоопределения студенческой молодежи
- Библиографический список
- Роль волонтерской практики в профессиональном становлении студентов-первокурсников
- Библиографический список:
- Региональный фактор этнокультурных идентичностей молодежи Приазовья
- Библиографический список
- Роль системы ценностных ориентаций в деятельности студентов – активистов вуза
- Ценность материнства и отцовства в структуре личностных ориентаций молодёжи
- Социальная реклама как средство формирования мировоззрений современной молодежи
- Актуальность социальной работы с молодежью в России
- Библиографический список
- Социальная работа в Украине в условиях трансформации общественных отношений
- Библиографический список
- Волонтерская деятельность как технология социального воспитания студентов
- Мотивационные основы добровольческой деятельности студентов
- Толерантность в молодежной среде
- Библиографический список
- Ценностные ориентации современной молодежи
- Библиографический список
- Роль волонтерской деятельности в процессе подготовки специалистов по социальной работе
- Формирование профессионального самоопределения у учащихся начальной сельской школы
- Исследование ценности родительства в структуре личностных ориентаций молодежи
- Добровольчество в молодежной среде: проблемы развития
- Стратегии ценностного выбора молодежи
- Раздел 2
- Основные формы социально-психологической поддержки молодых безработных
- Организационные элементы управления молодежным рынком труда
- Анализ параметров занятости молодежи как инструмент формирования молодежной политики
- Библиографический список
- Роль негосударственных поставщиков социальных услуг в обеспечении социальной защищенности молодежи
- Библиографический список
- Стратегии поведения безработной молодежи на рынке труда
- Библиографический список
- Использование новых информационных технологий в профессиональной деятельности как проблема трудоустройства молодежи
- Библиографический список
- Музыка как средство духовно-нравственного воспитания студенческой молодежи
- Гендерный аспект жизненных стратегий сельской молодежи
- Библиографический список:
- К проблеме о трудовой занятости молодежи (на примере Регионального кадрового центра г. Кулебаки Нижегородской области)
- Совет молодых специалистов как субъект профессионально-трудовой адаптации молодежи на предприятии
- Молодежь как социально-уязвимая категория на рынке труда
- Гендерные различия мотивов учения в подростковом возрасте
- Библиографический список
- Современные аспекты социальной защиты профессиональной деятельности молодежи
- Раздел 3
- Библиографический список:
- Молодежная политика на муниципальном уровне в современных условиях.
- Гражданско-патриотическое воспитание подростков и молодежи Талицкого городского округа
- Опыт реализации государственной молодежной политики на территории Талицкого городского округа
- Условия организации военно-патриотического воспитания молодежи
- Патриотическое воспитание молодежи: проблемы и перспективы
- Деятельность государства по развитию потенциала молодежи как основной приоритет реализации Стратегии развития России до 2020 года: опыт Свердловской области
- Библиографический список
- Некоторые вопросы социального обеспечения молодых мигрантов в странах снг
- Библиографический список
- Значение студенческого самоуправления в реализации государственной молодежной политики
- Библиографический список
- Молодежная политика как средство решения молодежных проблем
- Общественные организации как субъект патриотического воспитания молодежи
- Военно-патриотического воспитание как необходимое условие нравственного формирования гражданина
- Федеральный и региональный уровень молодежной политики современной России (опыт Саратовской области)
- Библиографический список
- Раздел 4
- Профилактика суицида среди молодежи
- Библиографический список
- Социально-педагогическая поддержка дезадаптированных подростков
- Библиографический список
- Агрессивное поведение подростков как социальная проблема
- Роль депривирующих факторов среды на формирование личности несовершеннолетних беспризорных
- Библиографический список
- Профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетних
- Социальная постинтернатная адаптация воспитанников Сухоложского детского дома
- Влияние организации досуговой деятельности на профилактику противоправного поведения среди несовершеннолетних
- Библиографический список
- Влияние криминальной субкультуры на молодежь
- Библиографический список
- Гендерная агрессия в молодежной среде
- Теоретические подходы к проблеме социальной интеграции детей с ограниченными возможностями
- Библиографический список:
- Физическая культура и спорт как средство профилактики асоциального поведения подростков
- Особенности социальной адаптации молодежи, освобождающейся из мест лишения свободы
- Библиографический список
- Особенности профилактики алкоголизации молодежи в современном обществе
- Роль социально-реабилитационных центров в работе с несовершеннолетними правонарушителями
- Раздел 5 проблемы здоровья и семейного благополучия современной молодежи
- Социальный стресс как фактор жизнеспособности молодого поколения
- Медико-социальные аспекты комплексного сопровождения юных матерей из числа детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей
- Социально-медицинская работа как важнейшее направление в охране здоровья детей и подростков (в условиях детской поликлиники)
- Библиографический список
- Динамика изменения семейно-брачных ценностей молодежи
- Библиографический список
- Личностные особенности детей с дцп как фактор риска возникновения социальной дезадаптации
- Библиографический список
- К вопросу сохранения молодой семьи в условиях кризисных семейных отношений
- Профилактика семейного и детского неблагополучия в системе социальной защиты Свердловской области
- Семейное просвещение старшеклассников как фактор осознанного создания семьи
- Студенческая семья как особая категория молодых семей
- Библиографический список
- Социальная защита несовершеннолетних матерей в России
- Библиографический список
- Здоровье детей: социально-педагогический аспект и современные пути решения проблемы
- Часть 1 - «Разговор о правильном питании».
- Часть 2 - «Две недели в лагере здоровья».
- Часть 3 - «Формула правильного питания».
- Современная сельская молодая семья: состояние и тенденции
- Влияние мнения сверстников и мнения родителей на детей-подростков
- Молодая семья: состояние и тенденции развития
- Социальная работа с молодой семьей, находящейся на грани развода
- Сведения об авторах