Роль волонтерской практики в профессиональном становлении студентов-первокурсников
Добровольчество, как бескорыстное предоставление времени, сил, энергии, знаний и таланта людей, играющее особую роль в изменении нравственного климата в обществе и развитое в таких странах мира, как США, Япония, Великобритания, Австралия, Чехия и т.д., становится актуальным явлением и в современном российском обществе.
Несмотря на то, что волонтерство в России начинает свою работу практически с нулевой отметки, в настоящее время оно достаточно активно развивается как на региональном, так и федеральном уровнях, поскольку вполне очевиден факт того, что государство не в состоянии решить многие задачи социально-экономического развития без активного участия самих граждан. Огромное значение в этом процессе отводится волонтерам (добровольцам) и общественным благотворительным организациям [1]. Особая, в определенном смысле исключительная роль принадлежит в рассматриваемом контексте волонтерской практике студентов-первокурсников факультетов вузов, занимающихся подготовкой специалистов для работы в обществе, в частности, специалистов по социальной работе, социальных педагогов, психологов. Такая форма организации учебной работы студентов позволяет не только на теоретическом, но и на практическом уровне должным образом осваивать специфику выбранной профессиональной деятельности, активно формировать адекватные навыки общения с различными категориями клиентов, устанавливать начальные приоритеты их выбора для будущей трудовой деятельности.
Примером вышесказанного может служить волонтерская практика, проводимая на факультете социальной работы Балашовского института (филиала) ГОУ ВПО «Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского» и носящая с 2007 года регулярный характер.
Так, например, в 2009 году студенты-первокурсники проходили в качестве волонтеров практику в различных учреждениях социальной сферы города и района. Среди них:
1) ОДН УВД г. Балашова. Знания, полученные из бесед с сотрудниками, работающими с проблемными детьми, значительно обогатили потенциал будущих специалистов по социальной работе сведениями о наиболее часто совершаемых несовершеннолетними правонарушениях, их динамике, необходимости рассмотрения каждого подобного случая с точки зрения индивидуального подхода рассмотрения его причин с акцентом на профилактическую направленность.
2) ГУ СО СПДП «Возрождение» (г. Балашов), ГУ СО СПДП «Забота» (п.г.т. Самойловка). Волонтерская практика с детьми, оставшимися без попечения родителей, проживающих в приютах, включала, в первую очередь, организацию студентами-добровольцами их досуга. Вовлечение детей в среду разнообразных, не научных, но развивающих занятий, позволило добровольцам быстро и без особых проблем установить контакт с детьми для дальнейшего целенаправленного и продуктивного общения.
3) Работа в ГУ «Балашовский центр социальной помощи семье и детям «Семья» началась с ознакомления с правовым статусом организации, с видами помощи, оказываемой клиентам. Подробно была рассмотрена деятельность двух отделений: психолого-педагогической помощи женщинам и детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, и первичного приёма и консультирования граждан.
4) ГУ «Дом-интернат для престарелых и инвалидов г. Балашова». В общении с людьми с ограниченными возможностями главной задачей стало установление доверительного контакта с ними, преодолев опасность построения некорректного, бестактного общения. Волонтерами был отмечен тот факт, что в работе с данной категорией клиентов требуется особо тщательная психологическая подготовка самих специалистов.
5) Индивидуальная работа на дому включала, прежде всего, работу с пожилыми людьми. Необходимо отметить, что она носила не только односторонний, но и двусторонний, диалоговый характер, подразумевающий организацию взаимопомощи между представителями старшего поколения и студентами, получившей продолжение по окончанию практики.
Для подтверждения значимой роли волонтерской практики в подготовке будущих специалистов по социальной работе и выявления начального уровня их профессиональной компетентности был осуществлен контент-анализ понятий, касающихся социальной сферы, которыми студенты оперировали при составлении реферативных отчетов [2, С. 497].
Понятийный минимум, включавший в себя, такие термины как: «социальный статус», «волонтерская практика», «специалист по социальной работе», «социальные проблемы», «коррекционная работа», «антисоциальная среда», «девиантное поведение», «амбивалентность», «полная благополучная семья», «социально-педагогическая деятельность», «воспитательно-профилактическая деятельность», - был взят за 100%. Затем было выявлено процентное содержание данных контентов в каждом из отчетов, выполненном той или иной группой волонтеров: ОДН УВД г. Балашова - 74%, ГУ «Балашовский центр социальной помощи семье и детям «Семья» - 56%, ГУ «Дом-интернат для престарелых и инвалидов г. Балашова» - 49%, ГУ СО СПДП «Возрождение» (г. Балашов), ГУ СО СПДП «Забота» (п.г.т. Самойловка) - 32%, индивидуальная работа на дому - 20% (средний уровень составил, таким образом, порядка 50%).
Полученный результат говорит о том, что у всех студентов первого курса в достаточной степени представлено знание понятийного аппарата. Вместе с тем, привлекает внимание наличие большой разницы в показателях между прохождением практики в социозащитных учреждениях и индивидуально. Более детализированное изучение данного феномена, включавшее, в том числе, опрос преподавателей, ведущих профильные дисциплины на первом курсе, а также непосредственных руководителей волонтерской практики, приводит к вполне обоснованному выводу о том, что подобный факт не может свидетельствовать об отсутствии должного уровня начальной компетенции у студентов-волонтеров, «работавших на дому». Вероятнее всего, это обусловлено установлением более тесного эмоционального контакта между клиентом и студентом (при организации индивидуальной работы) по сравнению с деловым стилем общения с сотрудниками социозащитных учреждений.
С учетом всего вышесказанного данный вид практик может вполне обоснованно рассматриваться в качестве одного из важнейших компонентов в профессиональной подготовке специалистов по социальной работе.
- Актуальные вопросы организации работы с молодежью
- 24 Апреля 2009 г. Выпуск 1
- Содержание
- Раздел 1. Междисциплинарный подход
- Раздел 2. Проблемы молодежи в сфере образования и занятости 61
- Раздел 3. Молодежная политика современной россии: пути решения проблем 106
- Раздел 4. Социальная работа
- Раздел 5. Проблемы здоровья и семейного благополучия современной молодежи 187
- Раздел 1 междисциплинарный подход к изучению мировоззрения и ценностных ориентаций молодежи и социальной работы с молодежью
- Практика как фактор профессионального самоопределения студенческой молодежи
- Библиографический список
- Роль волонтерской практики в профессиональном становлении студентов-первокурсников
- Библиографический список:
- Региональный фактор этнокультурных идентичностей молодежи Приазовья
- Библиографический список
- Роль системы ценностных ориентаций в деятельности студентов – активистов вуза
- Ценность материнства и отцовства в структуре личностных ориентаций молодёжи
- Социальная реклама как средство формирования мировоззрений современной молодежи
- Актуальность социальной работы с молодежью в России
- Библиографический список
- Социальная работа в Украине в условиях трансформации общественных отношений
- Библиографический список
- Волонтерская деятельность как технология социального воспитания студентов
- Мотивационные основы добровольческой деятельности студентов
- Толерантность в молодежной среде
- Библиографический список
- Ценностные ориентации современной молодежи
- Библиографический список
- Роль волонтерской деятельности в процессе подготовки специалистов по социальной работе
- Формирование профессионального самоопределения у учащихся начальной сельской школы
- Исследование ценности родительства в структуре личностных ориентаций молодежи
- Добровольчество в молодежной среде: проблемы развития
- Стратегии ценностного выбора молодежи
- Раздел 2
- Основные формы социально-психологической поддержки молодых безработных
- Организационные элементы управления молодежным рынком труда
- Анализ параметров занятости молодежи как инструмент формирования молодежной политики
- Библиографический список
- Роль негосударственных поставщиков социальных услуг в обеспечении социальной защищенности молодежи
- Библиографический список
- Стратегии поведения безработной молодежи на рынке труда
- Библиографический список
- Использование новых информационных технологий в профессиональной деятельности как проблема трудоустройства молодежи
- Библиографический список
- Музыка как средство духовно-нравственного воспитания студенческой молодежи
- Гендерный аспект жизненных стратегий сельской молодежи
- Библиографический список:
- К проблеме о трудовой занятости молодежи (на примере Регионального кадрового центра г. Кулебаки Нижегородской области)
- Совет молодых специалистов как субъект профессионально-трудовой адаптации молодежи на предприятии
- Молодежь как социально-уязвимая категория на рынке труда
- Гендерные различия мотивов учения в подростковом возрасте
- Библиографический список
- Современные аспекты социальной защиты профессиональной деятельности молодежи
- Раздел 3
- Библиографический список:
- Молодежная политика на муниципальном уровне в современных условиях.
- Гражданско-патриотическое воспитание подростков и молодежи Талицкого городского округа
- Опыт реализации государственной молодежной политики на территории Талицкого городского округа
- Условия организации военно-патриотического воспитания молодежи
- Патриотическое воспитание молодежи: проблемы и перспективы
- Деятельность государства по развитию потенциала молодежи как основной приоритет реализации Стратегии развития России до 2020 года: опыт Свердловской области
- Библиографический список
- Некоторые вопросы социального обеспечения молодых мигрантов в странах снг
- Библиографический список
- Значение студенческого самоуправления в реализации государственной молодежной политики
- Библиографический список
- Молодежная политика как средство решения молодежных проблем
- Общественные организации как субъект патриотического воспитания молодежи
- Военно-патриотического воспитание как необходимое условие нравственного формирования гражданина
- Федеральный и региональный уровень молодежной политики современной России (опыт Саратовской области)
- Библиографический список
- Раздел 4
- Профилактика суицида среди молодежи
- Библиографический список
- Социально-педагогическая поддержка дезадаптированных подростков
- Библиографический список
- Агрессивное поведение подростков как социальная проблема
- Роль депривирующих факторов среды на формирование личности несовершеннолетних беспризорных
- Библиографический список
- Профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетних
- Социальная постинтернатная адаптация воспитанников Сухоложского детского дома
- Влияние организации досуговой деятельности на профилактику противоправного поведения среди несовершеннолетних
- Библиографический список
- Влияние криминальной субкультуры на молодежь
- Библиографический список
- Гендерная агрессия в молодежной среде
- Теоретические подходы к проблеме социальной интеграции детей с ограниченными возможностями
- Библиографический список:
- Физическая культура и спорт как средство профилактики асоциального поведения подростков
- Особенности социальной адаптации молодежи, освобождающейся из мест лишения свободы
- Библиографический список
- Особенности профилактики алкоголизации молодежи в современном обществе
- Роль социально-реабилитационных центров в работе с несовершеннолетними правонарушителями
- Раздел 5 проблемы здоровья и семейного благополучия современной молодежи
- Социальный стресс как фактор жизнеспособности молодого поколения
- Медико-социальные аспекты комплексного сопровождения юных матерей из числа детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей
- Социально-медицинская работа как важнейшее направление в охране здоровья детей и подростков (в условиях детской поликлиники)
- Библиографический список
- Динамика изменения семейно-брачных ценностей молодежи
- Библиографический список
- Личностные особенности детей с дцп как фактор риска возникновения социальной дезадаптации
- Библиографический список
- К вопросу сохранения молодой семьи в условиях кризисных семейных отношений
- Профилактика семейного и детского неблагополучия в системе социальной защиты Свердловской области
- Семейное просвещение старшеклассников как фактор осознанного создания семьи
- Студенческая семья как особая категория молодых семей
- Библиографический список
- Социальная защита несовершеннолетних матерей в России
- Библиографический список
- Здоровье детей: социально-педагогический аспект и современные пути решения проблемы
- Часть 1 - «Разговор о правильном питании».
- Часть 2 - «Две недели в лагере здоровья».
- Часть 3 - «Формула правильного питания».
- Современная сельская молодая семья: состояние и тенденции
- Влияние мнения сверстников и мнения родителей на детей-подростков
- Молодая семья: состояние и тенденции развития
- Социальная работа с молодой семьей, находящейся на грани развода
- Сведения об авторах