logo search
actualqwe_09

Региональный фактор этнокультурных идентичностей молодежи Приазовья

Сегодня в украинском обществе функционируют различные идентичности: национальные, политические, социальные, религиозные, профессиональные, локальные, групповые, личностные, этнические, культурные и региональные. Они пытаются приобрести легитимность и проецироваться в соответствующих идентификационных практиках. Наиболее ярко проявляется альтернативность в региональном контексте на поколенном и культурном уровнях, в том числе и общеобразовательных различий, что приводит к формированию подвижных ценностных идентичностей, особенно среди молодежи. В связи с этим важно выяснить факторы влияния на социокультурные идентичности молодежи в многокультурной среде общества, так как именно молодому поколению предстоит стать гарантом прогресса и преобразований украинского общества.

В социологии проблема социальной идентичности обговаривается достаточно давно активно и широко. Многие ученные – Э.Дюркгейм, П.Бергер, Т.Лукман и др. посвящают этой теме свои работы. Она актуальна и сегодня. Среди ученых современной Украины, которые занимаются исследованием данной проблемы, следует отметить таких как: Е.Головаха, Л.Сокурянская, Н.Шульга, Н.Победа, В.Арбенина и другие. Исследования названных авторов концентрируются практически в двух направлениях, один из которых рассматривает социальную идентичность как самостоятельный предмет исследования, другие как продукт социальной структуры, как отображение групповых стратификаций, институционального порядка и дифференциаций.

Цель данной работы – проанализировать влияние «регионального фактора» в его временных и пространственных процессах на формирование культурных особенностей молодежи Приазовья. При этом делается акцент на позитивном потенциале транснационального характера и региональной разнородности украинского общества. Актуальность исследования обусловлена тем, что в период больших трансформаций (которые и происходят сейчас в нашем обществе) изменяются или уточняются идентичности, как самих индивидов, так и социальных групп.

Современное украинское общество есть, безусловно, многоэтничным многокультурным. Сейчас в Украине проживает более ста национальностей. По численности резко отличаются украинцы и русские, которые составляют соответственно 75% и 20% всего населения государства. Третье место принадлежит белорусам, четвертое молдаванам. За ними идут евреи, крымские татары, болгары, поляки, угорцы [1]. Если мы проанализируем этнонациональный состав населения украинского Приазовья по данным переписи 2001 года, то увидим, что тут на первом месте тоже украинцы, они составляют 52,7%, русские 37,8%, греки 4,71%, все другие этносы составляют немного более 4%. А всего на данной территории по данным этой же переписи проживает 104 национальностей и этносов [2].

Ниже попытаемся рассмотреть, как такой многонациональный состав населения повлиял на создание семей в Приазовье. Среди украинцев 45,4%, русских 34,4%, греков 22,9%, немцев 75,0%, евреев 60,7% составляют многонациональные семьи [3, с. 214]. Из приведенных социологических данных можно сделать вывод, что больше всех стараются сохранить свою собственную культуру представители греческой национальности. На наш взгляд это вызвано компактным проживанием, и, как правило, общность, оторванная от исторической родины, желает развиваться и распространять собственные культурные формы, передавая их от поколения к поколению. Поэтому среди греков наибольшее количество однородных семей (77,1%). Второе место среди однородных семей занимают русские (65,5%), третье украинцы (54,6%), на четвертом евреи (39,9%), и на пятом немцы (25,0%).

То есть можно сказать, что на формирование и распространение культурных форм в Приазовском регионе влиял и межнациональный состав семей. Это приводило к потере национальных традиций и приобретению «смешанных», или можно сказать таких, которые постепенно перестают занимать весомое место в жизни населения, а вспоминаются только при определенных обстоятельствах (семейные праздники или во время празднования «Дня города»). Таким образом, современная украинская общность Приазовья, характеризуется многими дифференциациями. Это не только этнонациональные и этноречевые дифференциации, а и локально-региональные, конфессионные, этнокультурные, политико-идеологические и другие различия. Все они являются основанием для существования у населения этого края разнообразных культурных форм, которые имеют непосредственное влияние на этнокультурные идентичности молодежи Приазовья.

Сегодня в многонациональном регионе Приазовья наблюдаются определенные изменения национально-пространственных идентичностей. Например, в поселках Сартана, Старый Крым – местах компактного проживания греков, сегодня заметна самоидентификация населения, особенно ярко это выражено среди молодежи. Приятно отметить, что не только в местах компактного проживания греков, но и в транспорте и на улицах города можно услышать греческую речь. Большую роль в этом играют греческий культурный центр и факультет греческой филологии Мариупольского гуманитарного университета, а также международные связи, которые он создал, в которых самое активное участие принимает студенческая молодежь.

Относительно украинской общности мы наблюдаем также соответствующую активизацию относительно этнонациональной идентичности. Сегодня достаточно сложно, особенно среди молодежи, найти того, кто не владел или не понимал бы украинского языка - открываются дошкольные учреждения и школы, с обучением на украинском языке, факультеты украинской филологии и украинского языка в учебных заведениях города Мариуполя. Общепринятым языком общения по-прежнему остается русский, но все чаще, особенно среди молодежи, можно услышать национальную речь представителей этнонациональных групп Приазовского региона. Эта проекция в соответствующих идентификационных практиках молодежи свидетельствует об активизации этнонациональной и культурной самобытности общностей данного региона.