logo search
actualqwe_09

Личностные особенности детей с дцп как фактор риска возникновения социальной дезадаптации

Современный процесс социокультурного включения и адаптирования лиц с ограниченными возможностями принимает в качестве основополагающей идею независимого образа жизни. Она позволяет выявить социокультурное содержание жизнедеятельности различных категорий лиц с отклонениями в развитии и определить систему социокультурных мер, направленных на преодоление существующих проблем социальной и культурной адаптации лиц с ограниченными возможностями.

Среди различных категорий лиц с отклонениями развития довольно большой процент составляют дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Проблемы социальной адаптации детей с ДЦП стоят особенно остро, поскольку именно они испытывают значительные затруднения и в социализации и в формировании навыков социальной коммуникации вследствие имеющихся коммуникативных ограничений и барьеров, ограничения мобильности, недостаточности навыков межличностного взаимодействия, а также неприятия и ограничения общения с этими людьми большинством социума.

В настоящее время проблемами лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата занимается достаточно узкий круг специалистов, хотя гуманизация отношения общества к лицам с отклонениями в развитии заставляет вносить коррективы в профессиональную деятельность специалистов различных профилей и, в частности, социального педагога. Однако конкретных программ, направленных на решение проблем социальной адаптации лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата в настоящее время разработано мало, что делает данную проблему чрезвычайно актуальной. Поиск различных путей социальной поддержки данной категории детей и обусловил выбор темы исследования [2].

Успешность социальной адаптации детей с ДЦП определяется рядом факторов, среди которых наиболее значимым являются личностные особенности детей данной категории. Личностные особенности негативного характера являются одним из факторов риска возникновения социальной дезадаптации. Поэтому работа по коррекции личностных особенностей детей с ДЦП является одним из ведущих направлений деятельности многих специалистов и, в частности, социального педагога. Данные теоретического изучения проблемы нашли свое подтверждение в экспериментальном исследовании, основной целью которого являлось изучение личностных особенностей детей с ДЦП и определение их влияния на социальную адаптацию детей данной категории [1].

В исследования приняло участие 7 детей с диагнозом ДЦП, основными критериями, выборки которых являлись признаки социальной дезадаптации, проявляющиеся в эмоциональной нестабильности, неумении общаться со сверстниками, в неприятии ребёнка коллективом группы и т.д. Исследование осуществлялось с помощью комплекса методов: анализ документов, опросные методы исследования, психодиагностические методики (методика диагностики уровня притязаний и уровня самооценки Т. В. Дембо, С. Я. Рубинштейна в модификации А. М. Прихожан, методика «Шкала тревожности» (Дж. Тейлор), методика личностного дифференциала (адаптирована в НИИ им. В. М. Бехтерева), методика экспресс-диагностики невроза К. Хека и Х. Хесса).

Анализ результатов исследования позволил выделить наиболее характерные психофизиологические, личностные и социально-психологические особенности детей с ДЦП: 1) все дети имеют двигательные нарушения различного характера, обуславливающие нетипичный внешний вид ребенка; 2) практически у всех детей отмечаются специфические отклонения в психическом развитии, проявляющиеся в нарушениях познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и личности в целом.

Основным нарушением познавательной деятельности у исследуемых детей является задержка психического развития церебрально-органического происхождения, что проявляется в низкой познавательной активности детей, отсутствии интереса к занятиям.

Нарушения эмоционально-волевой сферы проявляются либо в виде повышенной эмоциональной возбудимости, либо в виде заторможенности, застенчивости, робости. Иногда нарушения эмоционально-волевой сферы проявляется в радостном, благодушном настроении со снижением критики (эйфория).

Нарушения поведения проявляются в виде агрессии, реакции протеста по отношению к окружающим, либо состоянием полного безразличия, равнодушия, безучастности.

Своеобразие структуры личности проявляется в отсутствии уверенности в себе, самостоятельности, в повышенной внушаемости: 1) для всех детей характерны трудности социальной адаптации, что усиливает выраженность таких черт личности, как робость, застенчивость, сочетающиеся с повышенной обидчивостью, впечатлительностью, замкнутостью; 2) для большинства исследуемых детей характерно отсутствие позитивного отношения к жизни, обществу, семье, обучению, труду.

Обобщение полученных результатов позволило разработать комплексную программу, направленную на коррекцию негативных личностных особенностей ребенка с ДЦП, а также коррекцию характеристик, усиливающих выраженность данных особенностей (длительное пребывание в условиях частичной изоляции, невозможность полноценно передвигаться, общаться со сверстниками, переживание недоброжелательного отношения сверстников, условия социальной и эмоциональной депривации др.).

Цель программы – помочь ребенку поверить в собственные силы, развить его творческие способности, избавиться от страхов.

Основные направления работы: 1) снижение уровня тревожности и невроза; 2) повышение самооценки и уровня притязаний; 3) приобщение детей к коллективной деятельности в общественных мероприятиях, занятиях кружков, секций художественной самодеятельности.

Деятельность в рамках разработанной нами программы осуществлялась с помощью таких методов, как арттерапия, тренинги, библиотерапия, игротерапия, сказкотерапия, гарденотерапия.

Апробация данной программы в группе детей с ДЦП показала ее достаточную эффективность, что подтверждается результатами вторичного исследования. Так, у детей уровень невроза, притязаний и самооценки диагностируется как средний, снижен показатель тревожности (хотя некоторая тенденция к высокому уровню сохраняется); у всех детей фиксируется склонность осознавать себя как носителя позитивных, социально желательных характеристик, рассчитывать на соб­ственные силы в трудных ситуациях. Что свидетельствует о предотвращении социальной дезадаптации. Программа по коррекции негативных личностных особенностей детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата обсуждена специалистами Центра «Семья» и рекомендована для использования в практической деятельности социального педагога.