Семейное просвещение старшеклассников как фактор осознанного создания семьи
В настоящее время акцент на семейное просвещение школьников, на формирование у них отношения к семье как основе благополучия, созидания и стабильности, ставится лишь в некоторых образовательных учреждениях, у кого имеются на это возможности (соответствует учебный план или имеется наличие семейных клубов, секций). Для того чтобы определить, необходимо ли информировать и готовить старшеклассников к семейной жизни, нами был проведен опрос жителей города Мурома в количестве тридцати человек. 100 % опрошенных сошлись на мнении, что школьников нужно просвещать на предмет семейных ценностей, 69% согласились с тем, что в школе не дают достаточного количества знаний, чтобы стать достойным семьянином. Также, нами было проведено анкетирование учащихся 9, 10, 11 классов образовательного учреждения города Мурома № 13, обработанные результаты которого показали следующее: 73 % опрошенных сказали, что в школе про семенные ценности, отношения им говорят, но редко. Эти результаты, указывают на то, что все же в школе не ставится акцент, на формирование выпускника как достойного семьянина. Обнаружена некая противоречивость ответов: 22% указали, что в школе все время говорят о семейном воспитании, 5 % ответили, что вовсе не говорят. Возможно, это влияния каких-либо субъективных факторов. 63, 5 % старшеклассников сошлись на мнении, что им необходимо больше знать о семейных ценностях, так как в будущем они хотят стать достойными супругами, 22,5 % ответили, что им рано думать еще о семье, 14 % затруднились ответить.
Таким образом, обработанные результаты обозначали проблемное поле, что старшеклассники задумываются о будущих семейных отношениях, хотят стать достойными семьянинами, а школа им не дает достаточного уровня знаний.
Также нами было проведено интервьюирование нескольких учителей, которые преподают и не преподают у старшеклассников, а также руководителей семейных клубов. Их ответы сводились к тому, что в школах вовсе недостаточно обучают школьников ценностям семейной жизни, что нужно это делать при любой возможности. Проводимые же мероприятия в рамках семейных клубов и семейных гостиных в основном касаются родителей школьников, а акцент нужно делать на учащихся
Полученные результаты анализировались нами и явились основой в следующем плане действий. Мы предлагаем следующую форму семейного просвещения старшеклассников. В образовательных учреждениях ввести новую дисциплину «Основы семейного просвещения». В школах, где имеется социальный педагог или психолог – основные мероприятия по воспитанию ценностного отношения к семье должен разрабатывать именно он, хотя следует учитывать, что у него есть свои определенные обязанности, и это для него будет лишней нагрузкой. В образовательных учреждениях, где не имеется данный профессиональный кадр, эти функции присваиваются консультанту семейного просвещения, должностные инструкции которого мы разработали.
При отсутствии необходимых специалистов, семейным просвещением старшеклассников занимаются студенты специальности «Социальная работа» на добровольных началах. За годы обучения они изучают такие дисциплины, как психология, семьеведение, философию, технологию социальной работы, социологию, политологию и др., поэтому можно сказать, что они довольно-таки компетентны в своей деятельности.
Следует учитывать тот факт, что это экономически выгодно для школ, и тем более для администрации г. Мурома, потому что студенты будут преподавать данную дисциплину на добровольных началах. Эта деятельность также полезна для самого студента, который будет преподавать в школе «Основы семейного просвещения», так как это определенный опыт для дальнейшего профессионального определения.
В их обязанности будет входить проведение лекций с актуальным материалом, затрагивающим ценностные аспекты ячейки общества, распределение семейного бюджета, правильность семейного досуга, культуру межличностного общение, межродственных связей, половое просвещение, нормативные стороны семейной жизни и др. с использованием видеофильмов, раздаточного материала.
В конце каждого семестра студенту - консультанту семейного просвещения необходимо проводить диагностику старшеклассников для определения эффективности данной методики. Мы предлагаем в этих целях использовать анкету, которую необходимо провести перед началом обучения школьников новой дисциплине. Затем результаты анкетирования каждый семестр сравнивать и следить за изменениями ценностных установок старшеклассников.
Предлагаемая нами модель требует апробации в пределах общеобразовательных учреждений.
Л.И. Маркина
- Актуальные вопросы организации работы с молодежью
- 24 Апреля 2009 г. Выпуск 1
- Содержание
- Раздел 1. Междисциплинарный подход
- Раздел 2. Проблемы молодежи в сфере образования и занятости 61
- Раздел 3. Молодежная политика современной россии: пути решения проблем 106
- Раздел 4. Социальная работа
- Раздел 5. Проблемы здоровья и семейного благополучия современной молодежи 187
- Раздел 1 междисциплинарный подход к изучению мировоззрения и ценностных ориентаций молодежи и социальной работы с молодежью
- Практика как фактор профессионального самоопределения студенческой молодежи
- Библиографический список
- Роль волонтерской практики в профессиональном становлении студентов-первокурсников
- Библиографический список:
- Региональный фактор этнокультурных идентичностей молодежи Приазовья
- Библиографический список
- Роль системы ценностных ориентаций в деятельности студентов – активистов вуза
- Ценность материнства и отцовства в структуре личностных ориентаций молодёжи
- Социальная реклама как средство формирования мировоззрений современной молодежи
- Актуальность социальной работы с молодежью в России
- Библиографический список
- Социальная работа в Украине в условиях трансформации общественных отношений
- Библиографический список
- Волонтерская деятельность как технология социального воспитания студентов
- Мотивационные основы добровольческой деятельности студентов
- Толерантность в молодежной среде
- Библиографический список
- Ценностные ориентации современной молодежи
- Библиографический список
- Роль волонтерской деятельности в процессе подготовки специалистов по социальной работе
- Формирование профессионального самоопределения у учащихся начальной сельской школы
- Исследование ценности родительства в структуре личностных ориентаций молодежи
- Добровольчество в молодежной среде: проблемы развития
- Стратегии ценностного выбора молодежи
- Раздел 2
- Основные формы социально-психологической поддержки молодых безработных
- Организационные элементы управления молодежным рынком труда
- Анализ параметров занятости молодежи как инструмент формирования молодежной политики
- Библиографический список
- Роль негосударственных поставщиков социальных услуг в обеспечении социальной защищенности молодежи
- Библиографический список
- Стратегии поведения безработной молодежи на рынке труда
- Библиографический список
- Использование новых информационных технологий в профессиональной деятельности как проблема трудоустройства молодежи
- Библиографический список
- Музыка как средство духовно-нравственного воспитания студенческой молодежи
- Гендерный аспект жизненных стратегий сельской молодежи
- Библиографический список:
- К проблеме о трудовой занятости молодежи (на примере Регионального кадрового центра г. Кулебаки Нижегородской области)
- Совет молодых специалистов как субъект профессионально-трудовой адаптации молодежи на предприятии
- Молодежь как социально-уязвимая категория на рынке труда
- Гендерные различия мотивов учения в подростковом возрасте
- Библиографический список
- Современные аспекты социальной защиты профессиональной деятельности молодежи
- Раздел 3
- Библиографический список:
- Молодежная политика на муниципальном уровне в современных условиях.
- Гражданско-патриотическое воспитание подростков и молодежи Талицкого городского округа
- Опыт реализации государственной молодежной политики на территории Талицкого городского округа
- Условия организации военно-патриотического воспитания молодежи
- Патриотическое воспитание молодежи: проблемы и перспективы
- Деятельность государства по развитию потенциала молодежи как основной приоритет реализации Стратегии развития России до 2020 года: опыт Свердловской области
- Библиографический список
- Некоторые вопросы социального обеспечения молодых мигрантов в странах снг
- Библиографический список
- Значение студенческого самоуправления в реализации государственной молодежной политики
- Библиографический список
- Молодежная политика как средство решения молодежных проблем
- Общественные организации как субъект патриотического воспитания молодежи
- Военно-патриотического воспитание как необходимое условие нравственного формирования гражданина
- Федеральный и региональный уровень молодежной политики современной России (опыт Саратовской области)
- Библиографический список
- Раздел 4
- Профилактика суицида среди молодежи
- Библиографический список
- Социально-педагогическая поддержка дезадаптированных подростков
- Библиографический список
- Агрессивное поведение подростков как социальная проблема
- Роль депривирующих факторов среды на формирование личности несовершеннолетних беспризорных
- Библиографический список
- Профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетних
- Социальная постинтернатная адаптация воспитанников Сухоложского детского дома
- Влияние организации досуговой деятельности на профилактику противоправного поведения среди несовершеннолетних
- Библиографический список
- Влияние криминальной субкультуры на молодежь
- Библиографический список
- Гендерная агрессия в молодежной среде
- Теоретические подходы к проблеме социальной интеграции детей с ограниченными возможностями
- Библиографический список:
- Физическая культура и спорт как средство профилактики асоциального поведения подростков
- Особенности социальной адаптации молодежи, освобождающейся из мест лишения свободы
- Библиографический список
- Особенности профилактики алкоголизации молодежи в современном обществе
- Роль социально-реабилитационных центров в работе с несовершеннолетними правонарушителями
- Раздел 5 проблемы здоровья и семейного благополучия современной молодежи
- Социальный стресс как фактор жизнеспособности молодого поколения
- Медико-социальные аспекты комплексного сопровождения юных матерей из числа детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей
- Социально-медицинская работа как важнейшее направление в охране здоровья детей и подростков (в условиях детской поликлиники)
- Библиографический список
- Динамика изменения семейно-брачных ценностей молодежи
- Библиографический список
- Личностные особенности детей с дцп как фактор риска возникновения социальной дезадаптации
- Библиографический список
- К вопросу сохранения молодой семьи в условиях кризисных семейных отношений
- Профилактика семейного и детского неблагополучия в системе социальной защиты Свердловской области
- Семейное просвещение старшеклассников как фактор осознанного создания семьи
- Студенческая семья как особая категория молодых семей
- Библиографический список
- Социальная защита несовершеннолетних матерей в России
- Библиографический список
- Здоровье детей: социально-педагогический аспект и современные пути решения проблемы
- Часть 1 - «Разговор о правильном питании».
- Часть 2 - «Две недели в лагере здоровья».
- Часть 3 - «Формула правильного питания».
- Современная сельская молодая семья: состояние и тенденции
- Влияние мнения сверстников и мнения родителей на детей-подростков
- Молодая семья: состояние и тенденции развития
- Социальная работа с молодой семьей, находящейся на грани развода
- Сведения об авторах