logo search
actualqwe_09

Социальная защита несовершеннолетних матерей в России

В полной мере судить о проблеме юного, раннего материнства в России, сегодня очень сложно, поскольку в официальной статистике данные о числе беременностей, абортов и родов в среде несовершеннолетних отражаются очень слабо. По оценкам отдельных авторов, среди беременных и рожениц несовершеннолетние в настоящее время составляют около 5% [2]. В аналогичной возрастной группе в России официально фиксируется порядка 27-28 случаев рождений детей на 1000 девушек. По данным социологов, ежегодно в нашей стране около 200 тысяч несовершеннолетних девушек становятся матерями [1].

Немногие специалисты видят положительное зерно в ранней сексуальной жизни подростков. Основная часть российских педагогов, психологов, врачей оценивают эту тенденцию негативно. Так, Е.А. Островская указывает, что снижение возраста начала половой жизни, увеличение сексуальной активности подростков, распространение вредных привычек среди молодежи, наряду с низкой репродуктивной культурой, недостаточным использованием контрацепции, вызывает рост числа заболеваний, передающихся половым путем и увеличение риска наступления беременности.

В этой связи возникновение незапланированных ранних беременностей среди несовершеннолетних девушек является в России изначально более сложной по своим социальным и медико-психологическим последствиям, а исходы таких беременностей по большей части проблематичны. Наиболее частыми их последствиями становятся криминальные аборты, убийства детей, непрочные во временной перспективе стимулированные ранние браки, оставление малышей в Доме малютки, высокий уровень отказов от детей и увеличение числа социальных сирот.

Несмотря на неблагоприятный социальный фон практика раннего материнства получает в нашей стране все более широкое распространение. Реальные масштабы этой проблемы оценить пока не могут даже специалисты, поскольку отсутствует объективная статистика этого явления. Многие факты ранних зачатий и рождения детей у несовершеннолетних матерей не придаются огласке, сознательно скрываются, особенно в небольших городах, в провинции, где последствия ранней беременности для девушки могут быть весьма плачевными.

Следует отметить, что в России на официальном уровне проблема раннего материнства в среде несовершеннолетних четко не обозначена, в стране фактически отсутствует единая государственная система социальной помощи и поддержки несовершеннолетних, столкнувшихся с проблемой незапланированной беременности.

Сегодня несовершеннолетние родители в России, прежде всего, матери (девочки-подростки) не наделены какими-либо особыми социальными правами и не имеют возможности претендовать на специальные формы поддержки со стороны социальных служб. Права, которые специально закреплены в российском законодательстве, за несовершеннолетними родителями – это право на совместное проживание со своим ребенком и на участие в его воспитании. Эти права нашли отражение в ст. 54 Семейного кодекса Российской Федерации. Кроме того, будучи родителями, несовершеннолетние имеют общие родительские права, предусмотренные ст. 63, 64 СК РФ. В частности, на несовершеннолетних родителей так же, как и на всех прочих родителей, распространяются правила относительно защиты родительских прав, лишения родительских прав, восстановления в родительских правах, ограничения родительских прав и отобрание ребенка у родителей при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью.

Согласно СК РФ, несовершеннолетние любого возраста имеют возможность осуществлять родительские права самостоятельно, только если они состоят в браке. Иначе обстоит дело, когда брак не заключен. СК РФ определяет возрастные критерии самостоятельности несовершеннолетнего в осуществлении родительских прав, которые отличаются от установленных ГК РФ. Так, если несовершеннолетнему родителю, не состоящему в браке, нет 16 лет, он может осуществлять свои родительские права только вместе с опекуном ребенка. Чаще всего роль опекуна над ребенком несовершеннолетнего родителя принимает на себя кто-либо из членов семьи.

Несовершеннолетнему родителю в возрасте от 14 до 16 лет помогать осуществлять родительские права должен его родитель. За несовершеннолетнего родителя, которому нет 14 лет, все обязанности должен выполнять опекун его ребенка.

Только по достижении несовершеннолетним родителем 16 лет он обретает полную самостоятельность в осуществлении своих родительских прав. Опека над его ребенком прекращается автоматически, за исключением случаев, когда несовершеннолетний родитель почему-либо о своем ребенке вовсе не заботиться. Тогда опека сохраняется, но меняются ее основания.

Несовершеннолетняя мать имеет право обратиться в суд с иском об установлении отцовство. Такой иск вправе предъявить и несовершеннолетний мужского пола. Однако и в том, и в другом случае истцами могут быть только несовершеннолетние, достигшие 14 лет. Если же несовершеннолетнему родителю нет 14 лет, истцами по делам об установлении отцовства выступают его родители. Таким образом, в России объем прав несовершеннолетних родителей в отношении своего ребенка зависит, во-первых, от возраста родителей и, во-вторых, от того, состоят ли они в браке между собой.

К сожалению СК РФ, закрепляя за несовершеннолетними матерями и отцами права на совместное проживание с ребенком и на участие в его воспитании, не отвечает на самый главный вопрос – как несовершеннолетний ребенок может в реальности эти права реализовать, если он не закончил учебу, не имеет самостоятельного заработка, не овладел профессией и не может устроиться на работу.

Отчасти решение этого вопроса берет на себя система образования России. В частности, в 1998 году в РФ было принято Постановление Правительства РФ № 867 [3]., которым утверждено Типовое положение об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Согласно положению, такое учреждение создается для детей и подростков от 3-х до 18 лет и реализует программы общеобразовательные (основные и дополнительные) и начального профессионального образования. В учреждение могут приниматься дети, обратившиеся за помощью самостоятельно, по инициативе родителей (законных представителей), направленные другим образовательным учреждением с согласия родителей (законных представителей): с высокой степенью педагогической запущенности, отказывающиеся посещать общеобразовательные учреждения; с нарушением эмоционально-волевой сферы; подвергшиеся различным формам психического и физического насилия, а также дети, вынужденные покинуть семью, в том числе несовершеннолетние матери.

Сегодня можно говорить, что развитая сеть подобных образовательных учреждений, которые берут на себя в том числе функцию по обучению и воспитанию несовершеннолетних матерей, существует лишь в крупных городах. Например, Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге.

Что же касается провинциальной России, то здесь уровень обеспеченности детского населения такими специализированными образовательными учреждениями низок. В некоторых местностях их просто нет. Как следствие, вопрос об оказании социальной поддержки несовершеннолетним матерям для многих городов и районов современной России является по – прежнему открытым, и каждая несовершеннолетняя мама или несовершеннолетний папа решает этот вопрос самостоятельно, нередко в одиночку.

Многим из несовершеннолетних родителей в ситуации незапланированной беременности просто не к кому обратиться, т.к. на уровне государства и муниципальных образований не существует сегодня единой системы социальных служб, которые бы специализированно оказывали помощь малолетним родителям. В случае возникновения у несовершеннолетних проблемы незапланированной беременности или родов им в лучшем случае помогают специалисты центров социальной помощи семье и детям. Иногда ситуация разрешается с помощью родителей, соседей, друзей и не всегда в этом случае гарантирован положительный результат. В силу существующего в обществе крайне негативного отношения людей к раннему материнству многие несовершеннолетние беременные девушки попадаются в ситуацию социальной изоляции, отчуждения и презрения. От них отворачиваются родители, над ними смеются одноклассники, их ругают в школе и т.д.

Все это в конечном итоге может приводить к ужасающим последствиям: криминальным абортам, убийству детей несовершеннолетними матерями и иными подобным преступлениям. Причина этого кроется в том, что несовершеннолетние девочки и девушки, столкнувшись с проблемой незапланированной беременности, попадают в России в ситуацию социального вакуума: им некуда пойти со своей бедой, их никто не может профессионально поддержать и успокоить, показать возможные пути выхода из кризиса.

Кафедра социальной работы Социального института Российского государственного профессионально-педагогического университете в своих научных исследованиях проблем юного материнства отмечает, что система социальной поддержки несовершеннолетних матерей должна изначально создаваться на принципах интегративности. Это означает, что в ней должны взаимоувязываться, согласовываться и направляться на решение общих задач усилия разных социальных институтов – школ, центров социальной помощи, медицинских учреждений, семей и т.д. В настоящее время, работа по социальной поддержке несовершеннолетних матерей ведется разрозненно, деятельность разных социальных институтов разрозненна. Каждый специалист (психолог, педагог, медик), время от времени сталкивающийся с необходимостью решения проблемы раннего материнства, действует на «свой страх и риск», работает в большей мере интуитивно, осуществляя поиск выхода из трудной ситуации скорее по наитию, чем в опоре на прочную методологическую.