logo search
actualqwe_09

Студенческая семья как особая категория молодых семей

Семья является важнейшим социальным институтом общества. Ей принадлежит главенствующая роль в воспроизводстве населения, воспитании и социализации подрастающего поколения, передачи им накопленного социального опыта. Создание семьи начинается с выбора молодыми людьми спутника жизни. Будущие супруги чаще знакомятся там, где проводят больше всего времени — на работе и в процессе учебы. Затем там, где молодые люди живут, отдыхают и развлекаются. Таким образом, будущих супругов сводит совместное дело, общие интересы и соседство [1, 79].

Молодые браки характеризуются, прежде всего, вхождением в мир друг друга, распределением труда и обязанностей в семье, решением различного рода проблем (жилищных, финансовых), освоением роли мужа и жены, процессом приобретения жизненного опыта, взросления и возмужания. Десять – пятнадцать лет назад семейный студент был редкостью, даже исключением. Создать семью стремились люди, отслужившие в армии, живущие с родителями или снимающие «угол». Все семейные проблемы, материальное обеспечение и т.д. решались самостоятельно этой парой. Такому студенту (студентке) шли навстречу лишь в том, что прощали снижение его общественной активности, понимая, что это происходит за счет увеличения хлопот и забот в семье. В основном семейные союзы заключались молодыми людьми, пришедшими из армии или закончившими подготовительное отделение. Обычно за годы совместной учебы ребята узнавали друг друга и уже на первом – втором курсах женились. Данный факт в очередной раз подтверждает теорию гомогамии выбора брачного партнера. Ее суть состоит в том, что в брак вступают люди одной расы и национальности, вероисповедания, социального класса, близкого уровня образования, возраста и проживающие недалеко друг от друга [1, 59].

Сегодня смело начинают строить семьи студенты всех курсов, уверенные в том, что даже с ребенком на руках они сумеют окончить институт, стать специалистом с высшим образованием. В связи с этим в современном обществе произошло вычленение «студенческой семьи» как особой категории молодых семей. Студенческая семья - это такая семья, в которой оба супруга студенты дневного отделения высшего учебного заведения, независимо от вида брачного союза, в котором они состоят (официально зарегистрированном или фактическом браке) [2, 18].

Социологические исследования, проведенные в конце XX века, показывают, что такая форма брака, как сожительство, с каждым годом все активнее распространяется среди студенческой молодежи: около 60% опрошенных студентов допускают возможность сексуальных внебрачных отношений, если между партнерами установились «тесные духовные отношения» [3, 67]. Однако, несмотря на отмеченный выше рост положительного отношения студенческой молодежи к внебрачным формам связей, все же приоритетными в студенческих кругах остаются юридически оформленные браки. В последние годы фактические браки становятся среди молодежи своего рода новым этапом жизненного цикла семьи, который предшествует юридически оформленному союзу. Скорее всего, объясняется это тем, что уже несколько десятилетий наблюдается раннее психофизиологическое развитие молодежи, отсутствие ограничений в трансляции подобных ориентаций в средствах массовой информации, ослабление сексуального контроля над подростками, отсутствие социальных программ семейного воспитания молодежи.

Подтверждается уже на протяжении многих лет гендерных исследований четкая закономерность раннего и более активного вступления женщин в брачные отношения. Причем данная тенденция характерна для студентов и абсолютна одинакова как для юридически оформленных браков, так и для фактических союзов.

Существует ряд добрачных показателей студенческой молодежи, оказывающих непосредственное влияние на качество брака. К ним относятся: одобрение брака родителями и друзьями, равенство социального происхождения, образования, возраста, принадлежность к одной национальности, сексуальная совместимость и некоторое другое. Следует отметить, что, по мнению семейных студентов, идентичность интересов, потребностей и ценностных приоритетов у будущих супругов в немалой степени предопределяет успешность брака.

Одна из отличительных особенностей добрачного поведения супругов-студентов — длительный промежуток времени от момента знакомства до принятия решения о вступлении в брак.

Несомненно, что данная тенденция благотворно сказывается на отношениях между студентами и родителями будущего супруга. Подавляющее большинство родителей жениха и невесты положительно относятся к известию о предстоящей свадьбе.

Для совсем молодых браков характерны первоначальное вхождение в мир друг друга, период взаимной адаптации (привыкания), распределение труда и обязанностей в семье, решение проблем ведения общего хозяйства, быта и т.д. Из-за трудностей психологической адаптации, проникновения в психический мир другого человека между супругами-студентами могут возникать недоразумения и размолвки. Молодые люди только входят в роли жены и мужа, происходит формирование личности супругов. Кроме того, молодые люди только начинают приобретать жизненный опыт, происходит процесс подлинного взросления и возмужания. Этот период брачной жизни для супругов-студентов — и самый трудный, и самый опасный с точки зрения стабильного брака.

Таким образом, студенческие семьи создаются и развиваются по общим законам, но зачастую для них характерны и своеобразные проблемы, и типичные для остальных разновидностей российские семьи. Для реализации и оптимизации высокого «качественного» потенциала студенческих браков необходимо формирование ясной и реальной государственной семейной политики на всех уровнях.