logo search
actualqwe_09

Социально-педагогическая поддержка дезадаптированных подростков

Напряженная, неустойчивая социальная, экономическая, политическая, обстановка, сложившаяся в настоящее время в нашем обществе, снижение внимания к реализации воспитательной функции в учреждениях образования, обусловливают рост различных отклонений в личностном развитии и поведении подрастающего поколения. Среди них особую тревогу вызывают не только прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, но и цинизм, жестокость, агрессивность. Наиболее остро этот процесс проявляется в подростковом возрасте, когда в силу сложности и противоречивости развития школьника возникают ситуации, которые приводят к процессу школьной дезадаптации [1].

Проблема школьной дезадаптации подростков является междисциплинарной областью научных исследований, предметом внимания целого ряда наук. Особое место в исследовании и решении проблемы принадлежит социальной педагогике, поскольку среди множества факторов, предопределяющих дезадаптацию, совокупным педагогическим и собственно школьным влияниям принадлежит ведущая, решающая роль. Сложность и многоаспектность проблемы школьной дезадаптации обуславливает множественность подходов к пониманию ее сущности, природы и структуры, а также к методам ее изучения (С.А. Беличева., Р.М. Баевская., А.А. Северный., Г.Ф. Кумарина., Н.Г.Лусканова., и др.). Анализ данных работ подтверждает необходимость социально-педагогической поддержки дезадаптированных подростков [2].

Понятие «поддержка» введено в педагогику относительно недавно и получило развитие в работах Н.Б. Крыловой, А.С. Белкина, О.С. Газмана, В.А. Горского, И.Ф. Дементьева, Л.Я. Олиференко и других исследователей. Поддержка рассматривается как профессиональная деятельность педагогов в общеобразовательных учреждениях, направленная на оказание помощи детям в решении их проблем. Под социально-педагогической поддержкой понимается особый вид социально-педагогической деятельности, направленный на оказание различного рода социально-педагогической помощи детям [1].

Проблемы педагогической и социально-педагогической поддержки практически всегда рассматриваются относительно общеобразовательной школы. В соответствии с данным определением, сущность социально-педагогической поддержки дезадаптированных подростков заключается в реализации и защите их прав на полноценное развитие и образование. Среди факторов, влияющих на возникновение школьной дезадаптации, можно назвать социально-педагогическую запущенность; соматическую ослабленность ребенка; нарушения формирования отдельных психических функций и познавательных процессов; нарушения формирования школьных навыков; эмоциональные расстройства; неадекватный уровень самооценки, несформированность коммуникативных навыков и системы ценностей у подростков [3]. Особый интерес для нашего исследования представляют такие факторы, как неадекватная самооценка, несформированность коммуникативных навыков и системы ценностей у подростков.

Основной целью практического исследования по проблеме социально-педагогической поддержки дезадаптированных подростков являлось изучение различных факторов, влияющих на возникновение школьной дезадаптации, а также разработка программы социально-педагогической поддержки подростков. Исследование проводилось на базе МОУ СОШ № 18 г. Балашова и осуществлялось с помощью следующих методик: «Определение самооценки по С.А. Будасси», «Ценностные ориентации М. Рокича», «Q – сортировки». В нем приняли участие учащиеся 9 класса в возрасте 14-15 лет.

Анализ полученных данных позволил получить следующие результаты. Методика «Определение самооценки по С.А. Будасси», показала, что у 80% испытуемых наблюдается повышенная самооценка, что свидетельствует о переоценке учащимися своей личности, некритическом отношении к себе; у остальных 20% учащихся – пониженная самооценка, что проявляется в недооценке своей личности, повышенной критичности.

По результатам методики «Ценностные ориентации М. Рокича», было выявлено, что у 70% испытуемых не удается выявить ни одной закономерности в иерархии системы ценностей, что предполагает несформированность у респондентов системы ценностей, у 30% –выделяются «абстрактные» ценности, ценности профессиональной самореализации и личной жизни, самоутверждения, но ярко выраженной закономерности не наблюдается. Методика «Q – сортировки» показала, что у 60% испытуемых выявлена тенденция к необщительности, что свидетельствует об отсутствии коммуникативных и организаторских способностей, нерешительности, уклончивости; у 40% учащихся выявлена тенденция к «принятию борьбы», активное стремление личности участвовать в групповой жизни, добиваться более глубокого статуса в системе межличностных отношении.

Таким образом, анализ полученных данных подтверждает выдвинутую нами гипотезу, предполагающую, что на возникновение школьной дезадаптации влияют такие факторы как неадекватная самооценка, неумение общаться, несформированность коммуникативных навыков и системы ценностей Полученные данные послужили основанием для разработки программы социально-педагогической поддержки дезадаптированных подростков, основной целью которой является социально-педагогическая поддержка дезадаптированных подростков посредством коррекционно-профилактической работы. В программе используются два направления работы: коррекционное и профилактическое.

Основными задачами коррекционной работы являются: 1) оказание консультативной помощи подросткам, их родителям, педагогам; 2) формирование у подростков навыков правильного общения, поведения в конфликтных ситуациях, умение управлять выражением своих чувств и эмоциональных реакций; 3) организация поведения ребенка в рамках конкретной деятельности (спортивно-оздоровительной, интеллектуально-познавательной, и т.д.); 4) вовлечение различного рода специалистов (учителей, педагогов-психологов, специалистов других учреждений) для комплексного разрешения проблем ребенка.

К задачам профилактической работы относятся: 1) формирование у подростков чувство ответственности за свое поведение; 2) организация разъяснительных бесед с родителями о важности контроля свободного времени подростков; 3) помощь ребенку в самораскрытии, самосовершенствовании; 4) формирование у родителей и учителей знаний об особенностях адаптации и дезадаптации подростков. В качестве основных методов социально-педагогической работы нами использовались тренинговые занятия, беседы, классные часы, разъяснение, включение в полезную деятельность.

Апробации разработанной программы социально-педагогической поддержки дезадаптированных подростков и повторная диагностика, позволила получить следующие результаты: у всех испытуемых уровень самооценки стал более адекватным, что является свидетельством более критичного отношения к своей личности; вырос уровень общительности, контактности; стремление к эмоциональным проявлениям стало более выраженным; прослеживается начальная стадия формирования системы ценностей. Результаты контрольной диагностики однозначно свидетельствуют о том, что выраженность школьной дезадаптации подростков, принимающих участие в исследовании, значительно уменьшилась. Это позволяет признать разработанную нами программу достаточно эффективной. Разработанная программа была обсуждена педагогическим коллективом школы №18 г. Балашова и рекомендована к использованию в практической деятельности социального педагога.