logo search
actualqwe_09

Федеральный и региональный уровень молодежной политики современной России (опыт Саратовской области)

В настоящее время социальная поддержка молодого поколения, осуществляемая в рамках государственной молодежной политики, претерпевает значительные изменения. Понимание содержания, форм и направлений поддержки молодежи различается в зависимости от того, что признается ее проблемами, как определяются границы и задачи государственного регулирования социальных процессов. Концептуальные положения государственной молодежной политики (объекты, субъекты, цель, задачи, принципы, меры реализации) были сформулированы в Постановлении ВС РФ от 3 июня 1993 г. № 5090-1 «Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации» и последующими редакциями [3, 480]. В 1994 г. на основании указанного постановления была принята Федеральная программа «Молодежь России», но из-за слабо разработанной нормативно-законодательной базы, как на федеральном, так и на региональном уровнях, а также отсутствия устойчивых систем управленческих органов по делам молодежи в субъектах РФ, сложностей в организационном, материально-техническом и кадровом обеспечении общая стратегия реализации этой программы оказалась нарушенной.

В 1998 г. принимается новая Федеральная программа «Молодежь России (1998-2000), (2001-2005)» . Основная ее цель заключалась в формировании и укреплении правовых, экономических и организационных условий для гражданского становления и социальной самореализации молодежи [1, 204]. В 2005 г. на коллегии Министерства образования и науки РФ был обсужден проект Федеральной целевой программы «Молодежь России (2006-2010 годы)». Основная задача программы – повысить включенность молодых людей в социальные процессы, создав условия для их самореализации. В Программе выделяется шесть направлений: «Здоровое поколение», «Гражданин России», «Молодая семья», «Профессионализм молодых», «Молодежь в трудных жизненных ситуациях», «Молодежь в информационном пространстве». Для оценки эффективности программы была разработана система индикаторов на федеральном уровне с учетом индекса развития молодежи по регионам РФ. Все это повышает значимость учета региональных особенностей при реализации настоящей целевой программы [1, 204].

Целостный анализ четырех программ позволяет отметить, что, если первые три ориентированы, прежде всего, на создание правовой базы и системы социальных служб для молодежи, то в последней более четко выделяются направления поддержки формирования и реализации индивидуальной и социальной субъектности молодежи, а также мероприятия по ее социальной поддержке и защите. С 1 января 2005 г. вступил в действие Федеральный закон № 122 от 22 августа 2004 г. «О внесении изменений в законо­дательные акты Российской Федерации и о признании утра­тившими силу некоторых законодательных актов Россий­ской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (пред­ставительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», положивший начало трансформации концепции государственной молодежной политики, вызванной рядом причин, в частности, факти­ческим вытеснением молодежи из социальных структур и смещением ее отдельных групп в пограничные слои общест­ва. Прогрессирующая маргинализация молодого поколения обуслов­ливает экономические лишения и различные варианты со­циального и культурного неравенства, возникновение всевозможных дисфункций: распад се­мей, бездомность, преступность и т.п.

В этих условиях большое значение приобретают особен­ности реализации государственной молодежной политики на региональном уровне [1, 204]. На сегодня система социальной защиты молодежи в субъектах Рос­сийской Федерации имеет следующую утвержденную струк­туру социального обслуживания, в которой определен обяза­тельный минимум для каждого города, района: 1) комплексный центр социального обслуживания (отделе­ния: социальной помощи на дому, дневного, временного пре­бывания, срочной социальной помощи); 2) центр социальной помощи семье и детям; 3) социально-реабилитационный центр для несовершен­нолетних; 4) социальная гостиница; 5) социальный приют для детей и подростков.

Вместе с тем, каждый регион по-своему реализует направления поддержки молодежи, что зависит от ряда фак­торов. Так, например, начиная с 1999 г. в Саратовской области были приняты следующие законы в отношении молодых граждан: «О социальной защите населения Саратовской области» (от 10.01.2000 г.), «Об образовании» (от 28.04. 2005 г.), «О предоставлении жилищных помещений в Саратовской области» (от 28.04.2005 г.), реализуется Концепция семейной и демографической политики Саратовской области на период до 2015 г., а также программа «Молодежь Саратовской области» [4]. Цель данной программы - создание необходимых условий для самореализации молодых людей, выбора ими своего жизненного пути, ответственного участия во всех сферах жизнедеятельности региона, воспитание, становление и духовное физическое развитие молодёжи области. Ее задачами выступают: 1) оптимизация демографической политики, направленной на создание условий для обеспечения физического развития и семейного воспитания подростков и юношества; 2) создание условий для реализации творческого потенциала молодёжи, активизация участия в реформировании экономических социальных отношений; 3) укрепление молодой семьи, содействие организации консультационной, информационной поддержки [2, 20-25].

Таким образом, исходя из вышесказанного, можно сделать обоснованный вывод о том, что молодежная политика современной России, а равно и молодежная политика Саратовской области, претерпевает значительные перемены, адекватные тем, что происходят в целом по стране.