Гендерные различия мотивов учения в подростковом возрасте
Формирование учебной мотивации учащихся можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и развития активной жизненной позиции. Общество предъявляет высокие требования к уровню образования современного человека. С каждым годом образовательные стандарты всё более усложняются. Для овладения сложным учебным материалом необходим не только высокий интеллектуальный уровень, но и высокая мотивация. Высокая внутренняя мотивация учебной деятельности может компенсировать недостаточную развитость специальных способностей.
Особую актуальность проблема мотивации учения приобретает в подростковом возрасте. Подросток характеризуется повышенной восприимчивостью, сензитивностью к различным сторонам обучения. Большим достоинством подростка является его готовность ко всем видам учебной деятельности, которые делают его взрослым в собственных глазах. Но многие исследователи отмечают снижение учебной мотивации у подростков. Учебная мотивация во многом зависит от того, насколько школа может предоставить условия для удовлетворения актуальных потребностей подросткового возраста. Мотивы учения в нашем исследовании определялись при помощи методики диагностики типа школьной мотивации у старшеклассников (Е. Лепешова) [1]. В данном исследовании типа мотивации учебной деятельности приняло участие 112 учащихся школы №1 г. Сыктывкара. Из них 54 – девочек и 58 – мальчиков. В исследовании участвовали подростки с 7 по 9 класс в возрасте от 12 до 16 лет.
По результатам проведённого исследования, мы получили, что для большинства подростков (40%) характерен низкий уровень развития мотивации. У учащихся отсутствует познавательный интерес, нет ориентации на овладение новыми знаниями, учебными навыками, поверхностный интерес к знаниям, что также отражает низкое стремление к самообразованию, к самостоятельному совершенствованию способов добывания знаний. Школьники направлены на недопущение неудачи. Их цель заключается не в том, чтобы добиться успеха, а в том, чтобы избежать неудачи, нет желания быть лучшим, осознавать себя как способного, умного. Эмоциональное отношение к учению отрицательное, любые сложности вызывают гнев, раздражение, уныние, тоску. Уровни мотивации примерно одинаковы во всех параллелях как у мальчиков, так и у девочек (р>0,05). В учении доминируют не внутренние (познавательный интерес и мотив достижения), а внешние мотивы. Получение знаний является для подростка не целью, а лишь средством достижения других целей. Можно предположить, что отрицательное эмоциональное отношение к учению может быть связано с тем, что учёба не удовлетворяет актуальных потребностей подростка – в общении и самоутверждении среди сверстников. Недостаточное понимание связи учебных предметов, изучаемых в школе, с возможностью использования их в будущем также снижает положительное отношение к обучению. Негативное эмоциональное отношение к учению может быть связано и с личностью учителя. Незрелость оценок подростком самого себя и других людей приводит к трудностям во взаимоотношениях с ними: подросток не принимает на веру мнение и оценки учителя, порой впадает в негативизм, в конфликты с окружающими взрослыми.
В 7 классе выявлены статистически значимые различия в выраженности следующих мотивов: мотив одобрения родителями, боязнь наказания со стороны семьи и мотив самореализации (р<0,05). Мотив одобрения родителями и боязнь наказания со стороны семьи выше у мальчиков (75%), чем у девочек (40%). Мальчики ориентированы на одобрение родителей, тогда как для девочек значение оценок родителей не столь высоко. Такие результаты можно объяснить тем, что у девочек раньше мальчиков увеличивается эмоциональная дистанция с родителями, они раньше приобретают автономию, самооценка становится более объективной и основывается на собственных оценках, а не на оценках родителей. Мотив самореализации более выражен у мальчиков, чем у девочек (р<0,05). Мальчики ориентированы на личностный рост, актуализацию своих внутренних ресурсов в учебной деятельности. Учение является основной сферой, в которой подросток хочет проявить себя. В 8 классе не выявлены статистически значимые различия в выраженности мотивов (р<0,05). В 9 классе выявлены статистически значимые различия в выраженности внеучебного мотива: у мальчиков он более выражен, чем у девушек (р<0,05). Можно предположить, что это связано с потребностью мальчиков в самореализации, которую они реализуют во внеучебных мероприятиях.
Таким образом, анализ результатов учения показал, что мотивация учения девочек является более продуктивной, чем у мальчиков, поскольку не связана с субъективными оценками взрослых. Можно предположить, что в своём личностном развитии девочки опережают мальчиков.
- Актуальные вопросы организации работы с молодежью
- 24 Апреля 2009 г. Выпуск 1
- Содержание
- Раздел 1. Междисциплинарный подход
- Раздел 2. Проблемы молодежи в сфере образования и занятости 61
- Раздел 3. Молодежная политика современной россии: пути решения проблем 106
- Раздел 4. Социальная работа
- Раздел 5. Проблемы здоровья и семейного благополучия современной молодежи 187
- Раздел 1 междисциплинарный подход к изучению мировоззрения и ценностных ориентаций молодежи и социальной работы с молодежью
- Практика как фактор профессионального самоопределения студенческой молодежи
- Библиографический список
- Роль волонтерской практики в профессиональном становлении студентов-первокурсников
- Библиографический список:
- Региональный фактор этнокультурных идентичностей молодежи Приазовья
- Библиографический список
- Роль системы ценностных ориентаций в деятельности студентов – активистов вуза
- Ценность материнства и отцовства в структуре личностных ориентаций молодёжи
- Социальная реклама как средство формирования мировоззрений современной молодежи
- Актуальность социальной работы с молодежью в России
- Библиографический список
- Социальная работа в Украине в условиях трансформации общественных отношений
- Библиографический список
- Волонтерская деятельность как технология социального воспитания студентов
- Мотивационные основы добровольческой деятельности студентов
- Толерантность в молодежной среде
- Библиографический список
- Ценностные ориентации современной молодежи
- Библиографический список
- Роль волонтерской деятельности в процессе подготовки специалистов по социальной работе
- Формирование профессионального самоопределения у учащихся начальной сельской школы
- Исследование ценности родительства в структуре личностных ориентаций молодежи
- Добровольчество в молодежной среде: проблемы развития
- Стратегии ценностного выбора молодежи
- Раздел 2
- Основные формы социально-психологической поддержки молодых безработных
- Организационные элементы управления молодежным рынком труда
- Анализ параметров занятости молодежи как инструмент формирования молодежной политики
- Библиографический список
- Роль негосударственных поставщиков социальных услуг в обеспечении социальной защищенности молодежи
- Библиографический список
- Стратегии поведения безработной молодежи на рынке труда
- Библиографический список
- Использование новых информационных технологий в профессиональной деятельности как проблема трудоустройства молодежи
- Библиографический список
- Музыка как средство духовно-нравственного воспитания студенческой молодежи
- Гендерный аспект жизненных стратегий сельской молодежи
- Библиографический список:
- К проблеме о трудовой занятости молодежи (на примере Регионального кадрового центра г. Кулебаки Нижегородской области)
- Совет молодых специалистов как субъект профессионально-трудовой адаптации молодежи на предприятии
- Молодежь как социально-уязвимая категория на рынке труда
- Гендерные различия мотивов учения в подростковом возрасте
- Библиографический список
- Современные аспекты социальной защиты профессиональной деятельности молодежи
- Раздел 3
- Библиографический список:
- Молодежная политика на муниципальном уровне в современных условиях.
- Гражданско-патриотическое воспитание подростков и молодежи Талицкого городского округа
- Опыт реализации государственной молодежной политики на территории Талицкого городского округа
- Условия организации военно-патриотического воспитания молодежи
- Патриотическое воспитание молодежи: проблемы и перспективы
- Деятельность государства по развитию потенциала молодежи как основной приоритет реализации Стратегии развития России до 2020 года: опыт Свердловской области
- Библиографический список
- Некоторые вопросы социального обеспечения молодых мигрантов в странах снг
- Библиографический список
- Значение студенческого самоуправления в реализации государственной молодежной политики
- Библиографический список
- Молодежная политика как средство решения молодежных проблем
- Общественные организации как субъект патриотического воспитания молодежи
- Военно-патриотического воспитание как необходимое условие нравственного формирования гражданина
- Федеральный и региональный уровень молодежной политики современной России (опыт Саратовской области)
- Библиографический список
- Раздел 4
- Профилактика суицида среди молодежи
- Библиографический список
- Социально-педагогическая поддержка дезадаптированных подростков
- Библиографический список
- Агрессивное поведение подростков как социальная проблема
- Роль депривирующих факторов среды на формирование личности несовершеннолетних беспризорных
- Библиографический список
- Профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетних
- Социальная постинтернатная адаптация воспитанников Сухоложского детского дома
- Влияние организации досуговой деятельности на профилактику противоправного поведения среди несовершеннолетних
- Библиографический список
- Влияние криминальной субкультуры на молодежь
- Библиографический список
- Гендерная агрессия в молодежной среде
- Теоретические подходы к проблеме социальной интеграции детей с ограниченными возможностями
- Библиографический список:
- Физическая культура и спорт как средство профилактики асоциального поведения подростков
- Особенности социальной адаптации молодежи, освобождающейся из мест лишения свободы
- Библиографический список
- Особенности профилактики алкоголизации молодежи в современном обществе
- Роль социально-реабилитационных центров в работе с несовершеннолетними правонарушителями
- Раздел 5 проблемы здоровья и семейного благополучия современной молодежи
- Социальный стресс как фактор жизнеспособности молодого поколения
- Медико-социальные аспекты комплексного сопровождения юных матерей из числа детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей
- Социально-медицинская работа как важнейшее направление в охране здоровья детей и подростков (в условиях детской поликлиники)
- Библиографический список
- Динамика изменения семейно-брачных ценностей молодежи
- Библиографический список
- Личностные особенности детей с дцп как фактор риска возникновения социальной дезадаптации
- Библиографический список
- К вопросу сохранения молодой семьи в условиях кризисных семейных отношений
- Профилактика семейного и детского неблагополучия в системе социальной защиты Свердловской области
- Семейное просвещение старшеклассников как фактор осознанного создания семьи
- Студенческая семья как особая категория молодых семей
- Библиографический список
- Социальная защита несовершеннолетних матерей в России
- Библиографический список
- Здоровье детей: социально-педагогический аспект и современные пути решения проблемы
- Часть 1 - «Разговор о правильном питании».
- Часть 2 - «Две недели в лагере здоровья».
- Часть 3 - «Формула правильного питания».
- Современная сельская молодая семья: состояние и тенденции
- Влияние мнения сверстников и мнения родителей на детей-подростков
- Молодая семья: состояние и тенденции развития
- Социальная работа с молодой семьей, находящейся на грани развода
- Сведения об авторах