logo search
actualqwe_09

Гендерные различия мотивов учения в подростковом возрасте

Формирование учебной мотивации учащихся можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обу­чения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и развития активной жизненной позиции. Общество предъявляет высокие требования к уровню образования современного человека. С каждым годом образовательные стандарты всё более усложняются. Для овладения сложным учебным материалом необходим не только высокий интеллектуальный уровень, но и высокая мотивация. Высокая внутренняя мотивация учебной деятельности может компенсировать недостаточную развитость специальных способностей.

Особую актуальность проблема мотивации учения приобретает в подростковом возрасте. Подросток характеризуется повышенной восприимчивостью, сензитивностью к различным сторонам обучения. Большим достоинством подростка является его готовность ко всем видам учебной деятельности, кото­рые делают его взрослым в собственных глазах. Но многие исследователи отмечают снижение учебной мотивации у подростков. Учебная мотивация во многом зависит от того, насколько школа может предоставить условия для удовлетворения актуальных потребностей подросткового возраста. Мотивы учения в нашем исследовании определялись при помощи методики диагностики типа школьной мотивации у старшеклассников (Е. Лепешова) [1]. В данном исследовании типа мотивации учебной деятельности приняло участие 112 учащихся школы №1 г. Сыктывкара. Из них 54 – девочек и 58 – мальчиков. В исследовании участвовали подростки с 7 по 9 класс в возрасте от 12 до 16 лет.

По результатам проведённого исследования, мы получили, что для большинства подростков (40%) характерен низкий уровень развития мотивации. У учащихся отсутствует познавательный интерес, нет ориентации на овладение новыми знаниями, учебными навыками, поверхностный инте­рес к знаниям, что также отражает низкое стрем­ление к самообразованию, к самостоятельному совершенствованию способов добывания знаний. Школьники направлены на недопуще­ние неудачи. Их цель заключается не в том, чтобы добиться успе­ха, а в том, чтобы избежать неудачи, нет жела­ния быть лучшим, осознавать себя как способного, умного. Эмоциональное отношение к учению отрицательное, любые сложности вызывают гнев, раздражение, уныние, тоску. Уровни мотивации примерно одинаковы во всех параллелях как у мальчиков, так и у девочек (р>0,05). В учении доминируют не внутренние (познавательный интерес и мотив достижения), а внешние мотивы. Получение знаний является для подростка не целью, а лишь средством достижения других целей. Можно предположить, что отрицательное эмоциональное отношение к учению может быть связано с тем, что учёба не удовлетворяет актуальных потребностей подростка – в общении и самоутверждении среди сверстников. Недостаточное понимание связи учебных предметов, изучаемых в школе, с возможностью ис­пользования их в будущем также снижает положительное отношение к обучению. Негативное эмоциональное отношение к учению может быть связано и с личностью учителя. Незрелость оценок подростком самого себя и других людей приводит к трудностям во взаимоот­ношениях с ними: подросток не принимает на веру мнение и оценки учителя, порой впадает в негативизм, в конфликты с окружающими взрослыми.

В 7 классе выявлены статистически значимые различия в выраженности следующих мотивов: мотив одобрения родителями, боязнь наказания со стороны семьи и мотив самореализации (р<0,05). Мотив одобрения родителями и боязнь наказания со стороны семьи выше у мальчиков (75%), чем у девочек (40%). Мальчики ориентированы на одобрение родителей, тогда как для девочек значение оценок родителей не столь высоко. Такие результаты можно объяснить тем, что у девочек раньше мальчиков увеличивается эмоциональная дистанция с родителями, они раньше приобретают автономию, самооценка становится более объективной и основывается на собственных оценках, а не на оценках родителей. Мотив самореализации более выражен у мальчиков, чем у девочек (р<0,05). Мальчики ориентированы на личностный рост, актуализацию своих внутренних ресурсов в учебной деятельности. Учение является основной сферой, в которой подросток хочет проявить себя. В 8 классе не выявлены статистически значимые различия в выраженности мотивов (р<0,05). В 9 классе выявлены статистически значимые различия в выраженности внеучебного мотива: у мальчиков он более выражен, чем у девушек (р<0,05). Можно предположить, что это связано с потребностью мальчиков в самореализации, которую они реализуют во внеучебных мероприятиях.

Таким образом, анализ результатов учения показал, что мотивация учения девочек является более продуктивной, чем у мальчиков, поскольку не связана с субъективными оценками взрослых. Можно предположить, что в своём личностном развитии девочки опережают мальчиков.