logo search
actualqwe_09

Физическая культура и спорт как средство профилактики асоциального поведения подростков

Проблема необходимости профилактики асоциального поведения подростков актуализируется тем, что все большее число детей в Российской Федерации входят в группу риска. А.А Борщевский выделяет целый ряд причин данного явления: экономические (переход к новой экономической формации); социальные (рост преступности, индустрия наркотиков и алкоголя, деформация внутрисемейных отношений); психофизиологические (врожденные нарушения в развитии и возрастные особенности периода в формировании личности); педагогические (резкое снижение количества и качества форм внешкольной работы).

Несмотря на сложившуюся ситуацию, обществом недооценивается огромный потенциал спорта и физической культуры в решении данной проблемы. По данным социологических исследований, более 70% учащихся общеобразовательных школ не занимаются регулярно спортом, более 20% школ не имеют спортивных залов, 98% бассейнов и лишь 13% инновационных школ реализуют здоровьесберегающие технологии. На общегосударственном уровне меры по привлечению подростков к спорту направлены в основном на здоровых и благополучных детей, так как работа с детьми группы риска во многом усложняется особенностями их поведения и образа жизни. Однако, многие специалисты в области физической культуры и спорта, социальной работы не сомневаются в целесообразности использования спорта в профилактике асоциального поведения подростков.

Так, например, исследования таких ученых как В.К. Бальсевича, Л.И. Лубышевой, Е.Г. Саакян, В.А. Кабачкова, И.В. Перфильевой, М.А. Гнездилова и многих других доказывают, что подростки, вовлеченные в спортивную деятельность, имеют не только рост показателей физического здоровья, но также и улучшение многих социальных показателей: положительное отношение к учебе, снижение потребности к курению, употреблению спиртных напитков, положительное отношение к воспитательным мероприятиям, проводимым как внутри образовательного учреждения, так и в городе.

В настоящее время существует две точки зрения на способы организации профилактики среди асоциальных подростков: одни ученые предлагают использовать массовую физическую культуру как средство отвлечения от вредных привычек (Ю.В.Окуньков, В.А. Лащинский, А.С. Султанов), другие считают, что необходимо подбирать специфические физические упражнения для коррекции физического, нравственного и психоэмоционального состояния подростков (В.Н. Сергеев, В.П. Черкашин, С.П. Евсеев, Н.В. Паршикова). Первый подход предполагает под собой заполнение вакуума свободного времени и самостоятельный выбор подростков в пользу спорта. Второй представляет из себя слияние спорта и психологии. В данном случае для работы с подростками необходимы специальные учебно-воспитательные приемы, в которых занятия физическими упражнениями необходимо рассматривать как основное средство коррекции и воспитания личности. Так, например, многие исследования подтверждают, что спортивные игры, основанные на коллективной деятельности участников, помогают развивать у подростков чувство коллективизма, дисциплинированности, морально-волевые качества, снимают чувство агрессивности. Немаловажное значение имеет включение в занятия с подростками группы социального риска легкоатлетических упражнений, так как эта группа двигательной активности требует от подростка проявления волевых усилий, повышает уровень функциональных возможностей, вследствие чего уменьшается склонность к проявлению тревоги, депрессии. Благоприятное воздействие на снижение психической напряженности оказывают упражнения на дыхание и растягивание.

Из вышесказанного, очевидно, что профилактика асоциального поведения подростков не должна проводится только одним учреждением, например, школой, а должна реализовываться во всей системе воспитания подростков на основе комплексного подхода. В эту систему входят спортивные секции при школе, учреждения дополнительного образования (информационно-пропагандистская и спортивная деятельность); комитеты по делам молодежи, комитеты по месту жительства (психолого-коррекционная и спортивная деятельность).

Большое внимание следует уделить способам повышения мотивации детей к занятиям спортом. Сюда можно отнести различного рода поощрения, подарки за достижение спортивного результата, формирование корпоративной культуры внутри спортивной команды, просмотр прямых трансляций соревнований и т.п. Огромное значение для мотивации подростков имеет плотность спортивного графика.

В ходе учебно-воспитательного и учебно-тренировочного процессов подбор средств и методов тренировок необходимо осуществлять исходя из интересов и потребностей подростков. Исследования Саакян Е.Г. показывают, что для большинства детей асоциального поведения наиболее предпочитаемыми видами спорта являются спортивные игры, атлетизм и экстремальные виды спорта. Поэтому, в зависимости от возможностей региона, предлагается расширить круг видов спорта (роликобежный, стритбол, скейтбол, мотоспорт, конный спорт), доступных для данного контингента, чтобы удовлетворить стремление к поиску «острых» ощущений, вовлечь детей в систематическую физкультурно-спортивную деятельность.

Таким образом, несмотря на то, что далеко не все регионы имеют возможность внедрить в программу профилактики асоциального поведения подростков целый комплекс психологических, социальных мер, увеличение числа спортивных мероприятий учреждений физкультурно-оздоровительной направленности для подростков с асоциальным поведением может иметь большой превентивно-профилактический потенциал и дать значимый положительный эффект.

Н.Ф. Уфимцева