logo search
actualqwe_09

Стратегии ценностного выбора молодежи

Из многих проблем современной молодежи исключительного внимания заслуживает проблема формирования её ценностных ориентаций. Ценности определяют стержень личности, оказывают влияние на направленность и содержание социальной активности, придают смысл и направление общественной позиции личности. Основы формирования и развития базовой структуры ценностей закладываются в подростковом и раннем юношеском возрасте, приходящемся на VI-XI классы общеобразовательной школы. Именно данная группа наиболее интересна с точки зрения исследования ценностных ориентаций. В связи с этим в сентябре-октябре 2008 года было проведено социально-психологическое исследование 75 учащихся одиннадцатых классов, трех общеобразовательных школ г. Сыктывкара. В ходе исследования приняли участие 36 школьников одиннадцатых классов 16 школы, 20 учеников - 12 школы, 19 учащихся - 18 школы в возрасте 16-17 лет. Из них 22 мальчика и 53 девочки. Исследование было проведено по методике ценностных ориентаций личности М. Рокича.

Результаты исследования показали, что семья и дети остаются одними из немногих традиционных ценностей, в отношении которых существует практически полное единогласии. Их важность признают 88% респондентов. Современные представления молодежи о семейном благополучии, несмотря на распространенность суррогатных форм семейных отношений, не претерпело существенных изменений и носит традиционный характер. Друзья, здоровье и деньги остаются стабильно важными в жизни старшеклассников их особую значимость отмечают 72% опрошенных. Широкое воздействие СМИ закрепляет в подсознании курс на успешность, лидерство и быстрое достижение результата, в связи с этим в шестерку лидеров вошли такие ценности, как самостоятельность 68%, уверенность в себе 64%, которые раньше занимали не столь главенствующие позиции. Идеология общественной значимости труда и ценность интересной работы потеряли свою актуальность, только половина опрошенных отметила её высокую важность. В ходе исследования было выявлено, что деятельность, связанная с какой-либо активностью и свободой действий для современных старшеклассников не имеет особой значимости. Творчество, как важную часть своей жизни, признают только 30% респондентов. Стремление следовать строго определенной учебной программе превалирует над созданием уникального и оригинального продукта. При исследовании инструментальных ценностей качеств личности, благодаря которым будут достигнуты вышеозначенные цели, были выявлены следующие тенденции. Лидирующие позиции занимают ответственность, твердая воля и рационализм 78%. Далее следуют воспитанность, жизнерадостность и смелость в отстаивании своего мнения 64%. Выпускники умеют здраво мыслить и принимать обдуманные решения. Образованность, честность и исполнительность отметили 52% опрошенных. Старшеклассники нацелены на конечный результат, однако пока не могут четко определить пути и средства его достижения. Ученики проявляют непримиримость к своим внутренним недостаткам, самокритичность, нежелание выслушивать других, прощать чужие ошибки и заблуждения. Умение понять чужую точку зрения, чуткость и терпимость отметили только 36% респондентов.

Таким образом, исследование показало сохранившуюся значимость для старшеклассников семейных ценностей, подтвердило важность социальных контактов и самостоятельности, однако выявило заметную тенденцию снижения привлекательности творчества. У выпускников школ отсутствует четкое представление о методах достижения жизненных планов. Желание достижения быстрого результата выходит на первое место. Знания потеряли авторитет. Старшеклассники все больше проявляют интерес в стоимости оплаты работы, а не в её характере. При достижении данных целей ученики заинтересованы в рационализации своей деятельности и умении настоять на своем, однако проявляют высокую долю нетерпимости и непримиримы к своим и чужим недостаткам.