Ценностные ориентации современной молодежи
Любому обществу присущ сложный процесс формирования ценностей и отношения к ним, особенно молодежи. На переломном этапе развития общества важно зафиксировать и понять ценности молодых. Понять, какие ценности сегодня разрушаются, а какие остаются. Нельзя построить демократическое экономически эффективное общество, уважающее традиции народов, его составляющих, без заинтересованного отношения молодежи. Отмечается процесс изменения ценностей молодежи. Молодежная среда наиболее восприимчива и уязвима к любым социальным явлениям. Молодежь склонна отдавать предпочтение разным ценностям в разных жизненных обстоятельствах, дифференцировать объекты по уровню их значимости для себя. Социальная реклама как способ коммуникации, пропагандирует позитивное явление, ориентирует молодых людей на выбор ценностей, обеспечивающих стойкость и гармоничное развитие личности. Именно социальная реклама является инструментом регулирования последствий таких негативных явлений как алкоголизм, наркомания, проституция и других, имеющих свое влияние на молодежь.
Разработкой проблем ценностных ориентаций молодежи занимались такие ученые, как В.А.Луков, Г.М.Андреева, Л.В. Юркина, О.Е.Шотина, Г.Г Руденко, А.Р Савелов, Е.А.Есликова и другие. Социальную рекламу изучали Кортленд Л.Бове, Уилльям Ф.Аренс, Г. Николайшвили, Р.Хахалин, В.И. Михайлов и другие. Проанализировав основные положения работ этих авторов, мы согласились с предложенными концепциями. Хотя никто из них не рассматривал социальную рекламу как фактор формирования ценностных ориентаций молодежи Украины,- в этом и заключается новизна нашего исследования. Актуальность этих проблем и их недостаточная разработанность определили обьект, предмет, цель работи и задания исследования. Можно предположить, что социальная реклама является важным инструментом в формувании ценностных ориентаций молодежи Украины, и именно через социальную рекламу необходимо формировать ценностные ориентациии как смыслообразующую систему личности. Соответственно, целью работы является исследование социальной рекламы как фактора формирования ценностных ориентаций молодежи Украины.
Для обозначения процесса ценностной переориентации в современной литературе, главным образом в социологии, стал использоваться такой термин как "транзиция", когда речь идет о современных изменениях в Восточной Европе в "посткоммунистических" странах. [4] Нельзя в одночасье оставить одни ценности и принять другие, тем более, если это относится к целым возрастным группам. Смена ценностей может произойти и революционно, но сама революционность здесь должна пониматься как социальный процесс, предполагающий свою динамику, свой временной интервал. В пользу принятия других терминов "трансформация ценностей" и "модернизирующийся социум" говорят и многочисленные материалы дискуссий украинских и зарубежных ученых. Ценность в рамках деятельностного подхода не определяется каким-то вынесенным за пределы человеческих отношений референтом и не выводится из сферы существования объекта как такового, а выражает "субъективированность объекта". То есть вещь ценна постольку, поскольку она вовлечена в процесс освоения и преобразования действительности. При такой постановке вопроса отпадает необходимость обращаться к поиску онтологических корней ценностного сознания.[1]
В более новой интерпретации “Ценностные ориентации – это, прежде всего, предпочтения или отвержения определенных смыслов как жизнеорганизующих начал и (не)готовность вести себя в соответствии с ними. Ценностные ориентации задают общую направленность интересам и устремлениям личности; иерархию индивидуальных предпочтений и образцов; целевую и мотивационную программы; уровень притязаний и престижных предпочтений.[3] Наблюдаются глубокие изменения в системе ценностных диспозиций молодежи, произошедшие за последние 10–15 лет. Процесс “отказа от старого” идет быстро, решительно, зримо – это касается и “локальных” ценностей (традиции, обычаи, привычки) и наиболее консервативных и устойчивых структур социального сознания и поведения. Можно выделить основные тенденции в динамике базовых ценностей: 90-95 гг.– устойчивый характер ценностей, связанных с душевной гармонией, свободой, интересной работой и правом жить в любой стране; 96-97 гг.–процесс вытеснения духовно-нравственных ценностных ориентаций материальными, прагматическими. В последующие годы наблюдается потребность в восстановлении таких ценностей, как спокойная жизнь, душевная гармония, равенство возможностей. Для современной молодежи сегодня важны: деньги, образование и профессия, деловая карьера и удовольствия; она больше ориентирована на индивидуальные ценности.[2] На наш взгляд, именно через социальную рекламу можно и нужно формировать общественное мнение, привлекать внимание к актуальным проблемам общественной жизни, стимулировать действия по их решению, укреплять социально значимые институты гражданского общества, изменять поведенческую модель общества. А значит, и влиять на ценностные ориентации новых поколений.
Таким образом, можно говорить о том, что система ценностных ориентаций современной молодежи находится в процессе преобразования, которое происходит под влиянием ценностных ориентиров западного общества, пропагандируемых средствами массовой информации. Однако большая часть молодежи все еще сохраняет ценностные ориентиры, присущие социокультурной традиции. Можно утверждать, что социальная реклама – это сильный инструмент формирования общественного мнения и ценностных ориентаций, который в Украине постепенно стали применять государственные структуры.
- Актуальные вопросы организации работы с молодежью
- 24 Апреля 2009 г. Выпуск 1
- Содержание
- Раздел 1. Междисциплинарный подход
- Раздел 2. Проблемы молодежи в сфере образования и занятости 61
- Раздел 3. Молодежная политика современной россии: пути решения проблем 106
- Раздел 4. Социальная работа
- Раздел 5. Проблемы здоровья и семейного благополучия современной молодежи 187
- Раздел 1 междисциплинарный подход к изучению мировоззрения и ценностных ориентаций молодежи и социальной работы с молодежью
- Практика как фактор профессионального самоопределения студенческой молодежи
- Библиографический список
- Роль волонтерской практики в профессиональном становлении студентов-первокурсников
- Библиографический список:
- Региональный фактор этнокультурных идентичностей молодежи Приазовья
- Библиографический список
- Роль системы ценностных ориентаций в деятельности студентов – активистов вуза
- Ценность материнства и отцовства в структуре личностных ориентаций молодёжи
- Социальная реклама как средство формирования мировоззрений современной молодежи
- Актуальность социальной работы с молодежью в России
- Библиографический список
- Социальная работа в Украине в условиях трансформации общественных отношений
- Библиографический список
- Волонтерская деятельность как технология социального воспитания студентов
- Мотивационные основы добровольческой деятельности студентов
- Толерантность в молодежной среде
- Библиографический список
- Ценностные ориентации современной молодежи
- Библиографический список
- Роль волонтерской деятельности в процессе подготовки специалистов по социальной работе
- Формирование профессионального самоопределения у учащихся начальной сельской школы
- Исследование ценности родительства в структуре личностных ориентаций молодежи
- Добровольчество в молодежной среде: проблемы развития
- Стратегии ценностного выбора молодежи
- Раздел 2
- Основные формы социально-психологической поддержки молодых безработных
- Организационные элементы управления молодежным рынком труда
- Анализ параметров занятости молодежи как инструмент формирования молодежной политики
- Библиографический список
- Роль негосударственных поставщиков социальных услуг в обеспечении социальной защищенности молодежи
- Библиографический список
- Стратегии поведения безработной молодежи на рынке труда
- Библиографический список
- Использование новых информационных технологий в профессиональной деятельности как проблема трудоустройства молодежи
- Библиографический список
- Музыка как средство духовно-нравственного воспитания студенческой молодежи
- Гендерный аспект жизненных стратегий сельской молодежи
- Библиографический список:
- К проблеме о трудовой занятости молодежи (на примере Регионального кадрового центра г. Кулебаки Нижегородской области)
- Совет молодых специалистов как субъект профессионально-трудовой адаптации молодежи на предприятии
- Молодежь как социально-уязвимая категория на рынке труда
- Гендерные различия мотивов учения в подростковом возрасте
- Библиографический список
- Современные аспекты социальной защиты профессиональной деятельности молодежи
- Раздел 3
- Библиографический список:
- Молодежная политика на муниципальном уровне в современных условиях.
- Гражданско-патриотическое воспитание подростков и молодежи Талицкого городского округа
- Опыт реализации государственной молодежной политики на территории Талицкого городского округа
- Условия организации военно-патриотического воспитания молодежи
- Патриотическое воспитание молодежи: проблемы и перспективы
- Деятельность государства по развитию потенциала молодежи как основной приоритет реализации Стратегии развития России до 2020 года: опыт Свердловской области
- Библиографический список
- Некоторые вопросы социального обеспечения молодых мигрантов в странах снг
- Библиографический список
- Значение студенческого самоуправления в реализации государственной молодежной политики
- Библиографический список
- Молодежная политика как средство решения молодежных проблем
- Общественные организации как субъект патриотического воспитания молодежи
- Военно-патриотического воспитание как необходимое условие нравственного формирования гражданина
- Федеральный и региональный уровень молодежной политики современной России (опыт Саратовской области)
- Библиографический список
- Раздел 4
- Профилактика суицида среди молодежи
- Библиографический список
- Социально-педагогическая поддержка дезадаптированных подростков
- Библиографический список
- Агрессивное поведение подростков как социальная проблема
- Роль депривирующих факторов среды на формирование личности несовершеннолетних беспризорных
- Библиографический список
- Профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетних
- Социальная постинтернатная адаптация воспитанников Сухоложского детского дома
- Влияние организации досуговой деятельности на профилактику противоправного поведения среди несовершеннолетних
- Библиографический список
- Влияние криминальной субкультуры на молодежь
- Библиографический список
- Гендерная агрессия в молодежной среде
- Теоретические подходы к проблеме социальной интеграции детей с ограниченными возможностями
- Библиографический список:
- Физическая культура и спорт как средство профилактики асоциального поведения подростков
- Особенности социальной адаптации молодежи, освобождающейся из мест лишения свободы
- Библиографический список
- Особенности профилактики алкоголизации молодежи в современном обществе
- Роль социально-реабилитационных центров в работе с несовершеннолетними правонарушителями
- Раздел 5 проблемы здоровья и семейного благополучия современной молодежи
- Социальный стресс как фактор жизнеспособности молодого поколения
- Медико-социальные аспекты комплексного сопровождения юных матерей из числа детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей
- Социально-медицинская работа как важнейшее направление в охране здоровья детей и подростков (в условиях детской поликлиники)
- Библиографический список
- Динамика изменения семейно-брачных ценностей молодежи
- Библиографический список
- Личностные особенности детей с дцп как фактор риска возникновения социальной дезадаптации
- Библиографический список
- К вопросу сохранения молодой семьи в условиях кризисных семейных отношений
- Профилактика семейного и детского неблагополучия в системе социальной защиты Свердловской области
- Семейное просвещение старшеклассников как фактор осознанного создания семьи
- Студенческая семья как особая категория молодых семей
- Библиографический список
- Социальная защита несовершеннолетних матерей в России
- Библиографический список
- Здоровье детей: социально-педагогический аспект и современные пути решения проблемы
- Часть 1 - «Разговор о правильном питании».
- Часть 2 - «Две недели в лагере здоровья».
- Часть 3 - «Формула правильного питания».
- Современная сельская молодая семья: состояние и тенденции
- Влияние мнения сверстников и мнения родителей на детей-подростков
- Молодая семья: состояние и тенденции развития
- Социальная работа с молодой семьей, находящейся на грани развода
- Сведения об авторах