logo search
actualqwe_09

Стратегии поведения безработной молодежи на рынке труда

Относительно проблем социальной адаптации безработных в совре­менной науке не существует единого подхода и какой-либо целостной теории. К конструктивным видам социальной адаптации молодых безработных относятся большинство поведенческих страте­гий, ориентированных на активный поиск работы. К.Левенштерн рассматривает как конструктивные, так и неконструктивные способы адаптации [1]. К неконструктивным способам он отнес избегающее поведение, хаотический поиск, продуктивное иждивенчество. По исследования А.Петровой, в ситуации безработицы человек начинает воспринимать себя как слабую личность, не обладающую особой свободой выбора, у него укрепля­ется убеждение, что человеку не дано контролировать свою жизнь, свободно при­нимать решения и воплощать их.[2] В значительной мере безработный не имеет ясных целей и планов на будущее. При этом такой человек не испытывает удовлетворен­ности своим положением. Недостаточно исследованы процессы адаптации молодого человека к рынку труда, специфика этих процессов в современных стремительно изменяющихся условиях. С целью изучить адаптацию молодых безработных для поиска способов адаптации на рынке труда в мае-июне 2008г. было проведено анкетирование среди 50 безработных молодых людей: были опрошены те молодые безработные, которые обратились в Центр занятости г.Сыктывкара. Исследование показало способы конструктивной адаптации молодых безработных. Первый способ - это осознание и активное использование индивидуальных ресурсов; человека поддерживает уверенность в том, что определенный навык или другая индивидуальная характеристика является его сильной, выигрышной стороной: у 54% респондентов сильная сторона - «быстрая обучаемость», у 40 % респондентов - «способность сходиться с людьми», у 34% - «трудолюбие». Все эти данные индивидуальные свойства респондентов можно использовать в разнообразных подработках и начинаниях. Второй способ - это отношение к трудной ситуации как совокупности шансов: большинство респондентов (88%) самыми актуальными услугами являются «информация по вакансиям», «консультации специалистов» – 78%. В активном поиске работы находятся 54% респондентов, а у 36% есть в перспективе предложения. Третий способ – это способность видеть множество сфер приложения своих сил, поэтому молодежь ищет работу не только по специальности, но и по профессии близкой к специальности – 30% респондентов, а также по нескольким различным специальностям – 26%, не по специальности – 14%. Четвертый способ - предметность оценок, намерений, планов: 54% находятся в активном поиске работы, при чем 80 % принимают участие в мероприятиях по содействию в трудоустройстве: посещали ярмарки вакансий - 70 %, посещали «Клуб ищущих работу» - 20 %. Пятый способ - использование ресурсов своей межличностной сети: так, 90% респондентов родственники помогают в данной ситуации морально, и в 60% случаев помогают материально, 30% молодежи решения по поиску работы принимают на семейном совете. Следовательно, первый, четвертый и пятый способы связаны с конкретизацией образа самого себя, своих планов и оценок происходящего. Второй и третий способы обеспечивают достраивание контекста текущей жизненной ситуации. Наконец, в способах адаптации следует стремиться занять позиции "умного" участника межличностной сети.

Исследование также показало неконструктивные способы адаптации. Первый способ - защитное, избегающее поведение. Анализ причин, препятствующих трудоустройству (по оценке самих безработных) показывает, что ведущее место среди них принадлежит следующим причинам: «молодой возраст» - 34%, «отсутствие вакансий» – 24%, «отсутствие опыта» – 22%. Это отчасти служит косвенным свидетельством того, что безработные склонны все происходящее с ними объяснять внешне обусловленными факторами, среди названных причин практически совсем отсутствуют такие, которые свидетельствуют о внутренне обусловленных причинах. Второй способ - социальное иждивенчество, которое характерно для молодых девушек. В данном исследовании 30% - полностью материально зависят от родственников, при чем 10% из них считают, что Центр занятости должен предоставить им работу. Третий способ - хаотический поиск: 20% респондентов согласятся на любую работу, которую предложат, 10% респондентов согласятся на работу, даже с понижением социального статуса.

Таким образом, молодежи следует осознать и активно использовать свои индивидуальные ресурсы и ресурсы своей межличностной сети, стараться конкретизировать свои планы, намерения, а также свои умения, Специалистам центра занятости необходимо ориентировать молодежь на конструктивные способы адаптации, при этом уходить от формирования иждивенческой ориентации на существование за счет пособий и материальной помощи, а также хаотичного поиска работы. Решение проблемы пассивности молодежи в поисках работы должно заключаться в помощи и содействии в поиске работы, а также в разработке методов психологического сопровождения (тренинговые и клубные формы работы, психологическое информирование). Следовательно, в современных условиях важно помочь вступающему в жизнь молодому поколению реализовать свои потенциальные возможности через систему профессионального обучения, максимального содействия включения молодежи в трудовую деятельность, организации для молодых людей, не имеющих возможности быстро трудоустроиться, временной занятости, расширения возможностей занятости молодежи в сфере малого бизнеса, распространения механизма квотирования рабочих мест для выпускников образовательных учреждений.