logo search
actualqwe_09

Гендерный аспект жизненных стратегий сельской молодежи

Жизненные стратегии включают в себя выбор и реализацию определенной жизненной позиции. Типы жизненных стратегий целесообразно выделять по двум основным параметрам. Во-первых, насколько индивид осознанно, активно и самостоятельно формирует и реализует свою жизненную позицию, и, во-вторых, каковы его основные смысложизненные ориентиры.

Формирование жизненных стратегий молодых людей относится к категории еще не решенных проблем. Представители социальной философии, психологии, социологии и других наук пытались и пытаются исследовать сущность жизненных стратегий, факторы, возможности и условия, определяющие полноценность данного понятия, выявить закономерности и специфику процесса формирования жизненных стратегий и позиций молодежи[1]. Эта проблема особенно усложняется в современном российском обществе в связи с происходящими преобразовательными процессами. Сегодняшняя ситуация в России отличается нестабильностью, противоречивостью, повышенной рискогенностью всех сфер жизни, причем эта неопределенность сопровождается глубинными ценностными переориентациями, сменой устоявшихся культурных образцов. В условиях текучести обстановки, отсутствия общепринятых эталонов поведения формирование жизненных стратегий молодежи приобретает особую актуальность.

Данное исследование было проведено в Усть-Вымском районе. В анкетировании принимало участие 40 человек, которые являются учащимися 10-11 классов. Из них 19 юношей и 21 девушка. Исследование проводилось для оценки жизненных планов сельской молодежи с позиции гендерного аспекта данного явления. При анализе данных проведенного исследования, можно сделать вывод, что на первый план для большинства старшеклассников выходит получение качественного образования (данный вариант отметили 40% опрошенных). Но при гендерном анализе этого вопроса отмечается, что 42, 1 % молодых людей отдают приоритет семье и семейным отношениям, а девушки в большей степени (47%) получению качественного образования. На второе место юноши ставят материальное благополучие и успешность в карьере (по 31,6% респондентов), девушки же материальное благополучие и семью, семейные отношения (по 42,1% опрошенных). Среди юношей есть и такое мнение(5,2%), что все перечисленные ценности имеют одинаковое значение и нельзя выделить наиболее главное. Выстраивая ближайшие жизненные планы, выпускники выбирают и дальнейшие место учебы. Исследование показало, что большинство опрошенных девушек (52,3%) хотят поступить в вуз; значительная часть, а именно 33,5% школьниц будут поступать в среднее профессиональное заведение; 9,5%- планируют пойти работать. Всего 21% юношей хотят получить высшее образование; 36,8%- среднее специальное образование и 37% респондентов после окончания школы хотят пойти работать. На решение девушек поступить в высшее учебное заведение повлияли советы родителей, родственников и семейные традиции, данный вариант отметили 42,1% опрошенных. Молодые люди (52,6%) сделали свой выбор сами.

Если говорить о том, по каким параметрам старшеклассники выбирают профессию, то можно сказать, что приоритетным и для юношей и девушек является высоко оплачиваемая работа (57,8% и 71,4% соответственно), в тоже время были отмечены и такие варианты как востребованную в обществе(21% и 28,5%); интересную (15,7% и 28,5% соответственно). Выбор данных критериев старшеклассники объясняют стремлением зарабатывать деньги для реализации своих планов, желанием самореализоваться и добиться высокого социального статуса. Большинство молодых людей (42,5%) хотят работать в промышленной сфере; 26, 3% - стремятся работать в железнодорожной сфере, а по 5,2% опрошенных юношей хотят работать в культурной, социальной, спортивной сферах; 5,2% - желают заняться бизнесом и 10,4% старшеклассников затруднились ответить на поставленный вопрос. Некоторая часть девушек (28,5%) хотят работать в торговой сфере; по 19% опрошенных в социальной и сфере здравоохранения; 14,7% имеют стремление открыть собственное дело; 9,5- в промышленности и только по 4,7% респондентов хотят посвятить себя работе в культурной и сельскохозяйственной сферах.

Теперь рассмотрим, каковы представления молодежи о семейной жизни. Большинство респондентов считают, что у каждого человека должна быть семья (89,5%-юноши и 95,3%-девушки). Но есть и старшеклассники, имеющие противоположное мнение (10,5% и 4,7% соответственно). По мнению опрошенных, семья должна появиться тогда, когда приходит любовь и взаимная симпатия (31,5% молодых людей и 33,3 девушек); вариант после окончания учебы отметили 5,2% опрошенных юношей и 23,8% девушек; когда позволит материальное благосостояние – 42,4% и 28,5% соответственно. Остальные опрошенные об этом не задумывались. Идеальным возрастом для создания семьи девушки считают возраст от 22 до 24 лет-62% респондентов; 25-30 лет-19% и 19-21-19%. Юноши также считают, что семья должна стать главной целью в возрасте от 22 до 24 лет – 31,5%; от 25 до 30 лет – 26,4%; от 19 до 21 года – 5,2%. Вариант «как получится» отметили 10,5% учащихся и не задумывались об этом 26,4%. Большая часть старшеклассников хотели бы иметь одного ребенка (42,1% молодых людей и 47,7% девушек); двух-трех – 15,8% и 19% соответственно). Более трех детей желают иметь 9,5% девушек. Остальные учащиеся выбрали ответ «как получится». Часть респондентов, а именно 79% юношей и 85,7% девушек считают, что ответственность за воспитание детей должна ложиться в полной мере на обоих родителей; 15,8% и 14,3% - на мать и 5,2% молодых людей отметили вариант «на отца».

В построении своего будущего и реализации жизненных планов старшеклассники надеются на личные качества и стремления (63,1% юношей и 52,3% девушек); на поддержку родителей (15,7% и 28,5% соответственно); на образование (15,7% и 19%); на связи с влиятельными людьми (10,5% и 14,2%). Большинство девушек (66,7%) имеют мнение, что успешность человека зависит от социального статуса семьи, в которой он проживает, с ними согласны 36,8% молодых людей. Противоположное мнение имеют 4,7% девушек. Остальные не задумывались об этом. Главными проблемами для молодых людей являются отсутствие своего жилья (47,7% молодых людей и 76,2% девушек); нехватка денег (47,3% и 42,8% соответственно); отсутствие работы (26,3% и 33,3%); неприятности в личной жизни (5,2% и 4,7%). Юноши (31,5%) считают, что у них могут возникнуть трудности, связанные с призывом в армию, а девушки (14,3%) – плохое состояние здоровья. А факт того, что в современном российском обществе не устойчивое социально-экономическое положение, которое может повлиять на реализацию их жизненных планов, отметили 47,3% молодых людей и 38,1% девушек. Остальные полагают, что это не играет никакой роли.

Итак, если делать вывод, то можно сказать, что на фоне преобразований всех сфер жизни общества в сознании сельских девушек происходит постепенный переход от традиционной модели роли женщины к современной, то есть она считает себя не только домохозяйкой, но и активным членом общества. Девушки в более полной степени стремятся к получению высшего образования. Молодые люди после окончания школы хотят пойти работать, быстрее обрести самостоятельность и независимость. Семья, семейные ценности и семейные отношения являются приоритетными для сельской молодежи. У большей части опрошенных, есть представления об ответственном родительстве. Об этом говорит их стремление создать семью только после окончания учебы, когда будет обретено хоть какое-то материальное благосостояние. Но тем не менее они сталкиваются с такими проблемами как отсутствие жилья и низкий уровень доходов.