Социокультурные преобразования в 80-90 годы.
80-е годы - период стремительного кризиса в политике, экономике, культуре. Политическая система не только не обеспечивала прогресса общества, но тормозила его. Волюнтаризм и конъюнктура, коррупция, нарушение баланса между тяжелой и легкой промышленностью; экстенсивный, ресурсорасточительный, «затратный» характер производства, техническая отсталость разрушали экономику. Это, в свою очередь, привело к уменьшению капитальных вложений на социальные нужды: сокращалась доля субсидий в общем государственном бюджете на здравоохранение, образование, жилищное строительство, науку, культуру (1%), торговлю. Червоточина идеологической лжи, приписок, двойной морали, гонение инакомыслящих и выдворение из страны выдающихся деятелей культуры, искусства, игнорирование технологических и культурных достижений западных стран способствовали преобладанию массовой культуры, потоком хлынувшей из-за границы.
Но, наметились тенденции более серьезного, творческого отношения к социально-культурным процессам. В учреждениях культуры стали нормой экспериментальные программы и современное проектирование, социологические исследования. Созданы: Институт социологических исследований АН СССР, Научно-исследовательский институт культуры Министерства культуры РСФСР, Уральский научный центр культуры АН, Всесоюзный научно-исследовательский институт искусствоведения Мин.к. СССР. Различные аспекты КДД все чаще становятся предметом изучения таких наук как социальная психология и педагогика, совершенствуется система сбора и обработки статистических данных в сфере досуга. При Мин.к. РСФСР создается Главный информационно-вычислительный центр.
К концу 1985 года в 1,5 раза (по сравнению с 1970г.) возросло число лиц с высшим и средним образованием. Прочно вошло в жизнь людей телевидение. Все большее количество технических средств культуры приобреталось гражданами в личное пользование: радиоприемники, радиолы, аудио и видеосредства, компьютеры; домашние библиотеки. Массовым видом отдыха стал туризм; происходит расширение информационного и культурного поля; активизация и содержательная целенаправленность молодежного и семейного досуга; избирательность культурных интересов; уход от практики регламентированных, официозных форм досуга. Все это, с одной стороны, снизило посещаемость клубных учреждений, с другой стороны, способствовало появлению неформальных объединений, социально-культурных общественных организаций, фондов, альтернативных центров досуга, творчества, клубов по интересам.
К 1982 году динамика роста участников любительских и самодеятельных коллективов достигла 28 миллионов человек. 1975-1977г.г. - Первый Всесоюзный фестиваль художественного творчества: на нем отмечены 80 тыс лауреатов - исполнителей и 3 тыс. победителей - коллективов. 1986-1988 г.г. - Второй Всесоюзный фестиваль. В сфере досуга молодежи значительное место занимает рок-творчество, поп-творчество, шоу-бизнес с сопутствующими ему формами молодежной субкультурной самоорганизации: фан-клубы, любительские ансамбли, дискотеки, дискоклубы, арт-кафе, байкер-клубы ... Их подогревали популярные телепрограммы: «Алло, мы ищем таланты», «А ну-ка, девушки», «Утренняя звезда», «50/50» ... Прочную нишу в социальном досуге заняли клубы самодеятельной песни, барды (Грушинский фестиваль), джаз-клубы.
Совершенствуется система эстетического воспитания детей: внешкольные учреждения, колледжи и лицеи искусств, творческие лаборатории, компьютерные залы, конкурсы и фестивали детского творчества, внедрение в школах альтернативных художественно-эстетических программ.
Децентрализация руководства культурно-досуговыми учреждениями, уход от метода типового строительства, реконструкция административного и организационно-методического управления, системы подготовки и переподготовки кадров, переход на рыночные условия, частичное использование коммерческих видов культурных услуг: сдача в аренду зданий и помещений, прокат инвентаря, платные концерты, спектакли, дискотеки; самоокупаемые клубы по интересам, студии, кружки, курсы; хозрасчетные программы «соцзаказа»: свадьбы, юбилеи предприятий, презентации фирм, реклама. Все это способствовало обновлению сети культурно-досуговых учреждений и организаций, рождению новых идей и технологий .
- Социально-культурная деятельность Краткий курс лекций по подготовке к государственным экзаменам по истории, теории и методике социально-культурной деятельности Тамбов 2012
- Введение
- Часть 1. История социально-культурной деятельности Исторические корни досуга.
- Становление и развитие социально-культурной деятельности в Древней Руси.
- Обогащение социально-культурного уклада Руси в XIV-XVII веках.
- Развитие просвещения и социокультурные преобразования в XVIII веке.
- Общественно-просветительские движения и досуг
- XIX - начала XX вв.
- Культурно-просветительная работа в 40-50 гг.
- Культурно-досуговая деятельность в 60-70 гг.
- Социокультурные преобразования в 80-90 годы.
- Часть 2. Теория социально_культурной деятельности Теория социально-культурной деятельности как специальная отрасль знаний
- Государственные и муниципальные структуры регулирования социально-культурной деятельности
- Сущность и основные задачи социально-культурной политики на современном этапе
- Социальная перспектива и вариантность моделей социально-культурной деятельности.
- Общая характеристика средств, форм и методов социально-культурной деятельности
- Содержание социально-культурной деятельности
- Субъекты и объекты социально-культурной деятельности
- Общественно-добровольные формирования, фонды и движения, их роль в развитии социально-культурной сферы
- Социально-культурная деятельность досуговых общностей и центров
- Современный статус специалиста - организатора социально-культурной деятельности
- Часть 3. Технологии социально-культурной деятельности Технологии социально-культурной деятельности, ее сущность и структура.
- Самодеятельное художественное творчество как социально-педагогическое явление.
- Классификация художественной самодеятельности.
- Технология художественного самодеятельного творчества
- Типология любительских объединений.
- Технология любительского творчества.
- Рекреативно-оздоровительная деятельность социально-культурной сферы.
- Методика рекреационно-оздоровительной деятельности.
- Организация рекреационно-оздоровительной деятельности.
- Отдых является общественной ценностью и средством удовлетворения культурных запросов населения.
- Организация и методика работы с различными категориями детей, подростков и юношества.
- Виды внешкольных досуговых центров, их структура и координация деятельности.
- Основные направления социально-культурной деятельности молодежи.
- Организация культурно-досуговой деятельности молодежи.
- Методика организации досуга лиц среднего и пожилого возраста.
- Структура и функции социальной работы в рф.
- Экономические основы социально-культурной сферы.
- Технологическое содержание менеджмента.
- Социально-психологические аспекты менеджмента в сфере культуры.
- Организационно-экономические условия менеджмента в сфере культуры.
- Финансовый механизм менеджмента в социально-культурной сфере.
- Система маркетинга и ее функционирование в культурно-досуговой сфере.
- Сущность и особенности общения как социально-психологического явления.
- Социально-культурная работа как феномен современного мира.
- Исторический анализ социально-культурных процессов и технологий за рубежом.
- Теория социально-культурной деятельности за рубежом.
- Общественно-государственная политика в социально-культурной сфере за рубежом.
- Понятие о проектировании и развитии социально-культурной сферы.
- Социологические методы изучения досуга
- Изучение документов.