logo
скд гэк учебное пособие

Социальная перспектива и вариантность моделей социально-культурной деятельности.

Современная социокультурная ситуация характеризуется сложными и противоречивыми явлениями, наблюдаемыми в российском обществе. С одной стороны, сравнивая с периодом пятнадцати-двадцатилетней давности, очевиден прогресс, который выражается в демократизации и обновлении общества, формировании нового общественно-государственного механизма регулирования культурной жизни, в раскрепощении сознания людей и высвобождении их социальной активности и инициативы. В свою очередь это стимулировало увеличение общественного и коммерческого секторов организации досуга, рост предприимчивости и самостоятельности людей, расширение диапазона видов и форм культурно-досуговой деятельности. С другой стороны, следует признать, что пик общественной активности в досуговой сфере пришелся на последние «перестроечные» годы, и сегодня наблюдается ее заметный спад, резче обозначились негативные тенденции, поначалу не вызвавшие особого беспокойства, возникли трудноразрешимые проблемы, прежде всего экономического характера, и даже кризисные явления.

В результате хронического недофинансирования тяжелые времена переживают музеи, библиотеки, клубные учреждения. Закрываются и перепрофилируются кинотеатры, отменяются театральные гастроли. Увеличивается, особенно в провинции, разобщенность широкой публики и большого искусства.

Шоу-бизнес, оккупировавший с помощью СМИ практически почти все культурное пространство, делает ставку прежде всего на молодежь, на подростков, с одной стороны, потакая еще не сложившимся вкусам, а с другой, - «замораживая» их на уровне самой низкопробной «попсы».

Вообще роль искусства как такового в современной жизни заметно уменьшилась, особенно искусства, требующего от аудитории определенной интеллектуальной активности и эстетической искушенности. Общая тенденция на «снижение» культуры, ее вытеснение поп-культурой сопровождается размыванием ценностной иерархии в художественной сфере.

К тому же происходит недостаточно ясное понимание педагогами досуговой сферы сегодняшней социокультурной ситуации и диктуемых ею воспитательных задач.

Характерными чертами социально-культурной деятельности на современном этапе мы может назвать: свободу выбора форм организации досуга населения; добровольность и активность различных групп посетителей учреждений социально-культурной сферы; инициативу всевозможных социальных групп и индивидумов.

Следует также отметить, что национально-этнические и региональные особенности, забытые в последние десятилетия, находят своих приемников и продолжателей в деле возрождения традиций, праздников и обрядов не только среди работников сферы культуры и образования, но и у многих жителей нашей многонациональной России.

В последнее время можно говорить о создании новых социально-культурных учреждений и досуговых центров, способствующих развитию многообразных интересов и потребностей детей, молодежи и взрослых. Среди них можно отметить сеть подростковых клубов по месту жительства, центры творчества молодежи, дома милосердия и т.д., которые берут на себя заботу по организации досуга населения.

Учитывая те характерные тенденции, которые наблюдаются в сфере культуры, образования и досуга возникает необходимость в научном управлении сферой свободного времени, а это невозможно без введения такого важного звена, как научное прогнозирование результатов того или иного управленческого решения. Всякий прогноз представляет собой попытку с помощью того или иного метода предугадать ход развития исследуемого объекта и одновременно определить способы воздействия на него в нужном направлении.

Прогнозирование социально-культурной деятельности существенно отличается от прогнозирования научно-технического прогресса, где достигнуты определенные успехи. Это обусловлено и широким многообразием сложных динамических процессов, влияющих на характер и содержание свободного времени различных групп населения и универсальностью характера воздействия культурно-досуговой деятельности на личность, что в свою очередь определяет трудность исследования механизмов и результатов этого воздействия. Прогнозирование социально-культурной деятельности органически связано с учетом ее закономерностей как системы непрерывно проявляющихся, объективно существующих, внутренне обусловленных, необходимых и устойчивых связей и отношений социально-культурной деятельности в условиях свободного времени. Они заключаются:

Заниматься прогнозированием мелких явлений и в слишком малых масштабах не имеет смысла, поскольку культурно-досуговый процесс представляет собой процесс динамический, то и прогнозирование его в самых общих чертах сводится к изучению логики развития, способов и границ влияния на сферу досуга. Если представить себе общую схему жизнеспособности КДД, то она характеризуется тремя тесно связанными между собой функциями:

Самый общий анализ возможных объектов прогностического исследования приводит к выводу, что целесообразнее и доступнее всего начинать разработку прогностического аппарата культурно-досуговой деятельности с исследования тенденций ее развития, которые наиболее полно могут быть отражены и представлены в общественных функциях. Это предполагает, во-первых, знание реального течения культурно-досугового процесса;

во-вторых, наличие теоретического представления о желательном направлении развития.

Моделированиеявляется одним из центральных методов прогнозирования. В практике прогнозирования под«моделью»понимается материальный объект или совокупность логических и материальных соотношений, иметирующих изучаемую систему.Моделированиемназывается такой способ исследования, при котором изучаются не сами объекты познания, а их модели, и результаты исследования затем переносятся с модели на объект.

Разработка прогноза культурно-досуговой деятельности предполагает создание трех моделей. Первая из них - поисковая - должна отразить в полной мере реальное течение культурно-досугового процесса. Имеется в виду описание данных развития явления на основе условного продолжения тенденций этого развития в прошлом и настоящем, в будущем, абстрагируясь от планов, программ, проектов и вообще каких - либо решений, которые способны изменить существующие тенденции, вызвать самоосуществление или саморазрушение прогноза. Вторая модель - нормативная - исходит из общественных требований к культурно-досуговой деятельности как составной части духовной культуры общества. Это, по сути описание путей достижения желательного состояния системы, на основе заранее определенных норм, идеалов, целей. И, наконец, третья модель - оптимальная - строится на базе первых двух и содержит в себе все основные выводы и заключение относительно объекта, исследования. Однажды сложившаяся система культурно-досуговой деятельности без постоянного совершенствования не может в условиях научно-технического развития обеспечить решение новых научных и практических задач. Предполагается, что оптимальная модель вместит в себя ту прогнозную информацию, которую можно будет использовать для повышения эффективности планирования и управления культурно-досуговыми процессами и при определении стратегии совершенствования его материальной базы, системы подготовки кадров и т.д.

Ведущий профиль прогноза - культурно-досуговая деятельность - представляет собой блок, включающий данные социально-культурного характера: народное образование, уровень деятельности учреждений культуры, участие трудящихся в управлении производством, общественной работе, культурно-массовой жизни региона.

В заключение необходимо подчеркнуть, что весь круг проблем, связанных с разработкой будущего культурно-досуговой деятельности, находится в непосредственной зависимости от дальнейшего развития ее теории.