Социальная перспектива и вариантность моделей социально-культурной деятельности.
Современная социокультурная ситуация характеризуется сложными и противоречивыми явлениями, наблюдаемыми в российском обществе. С одной стороны, сравнивая с периодом пятнадцати-двадцатилетней давности, очевиден прогресс, который выражается в демократизации и обновлении общества, формировании нового общественно-государственного механизма регулирования культурной жизни, в раскрепощении сознания людей и высвобождении их социальной активности и инициативы. В свою очередь это стимулировало увеличение общественного и коммерческого секторов организации досуга, рост предприимчивости и самостоятельности людей, расширение диапазона видов и форм культурно-досуговой деятельности. С другой стороны, следует признать, что пик общественной активности в досуговой сфере пришелся на последние «перестроечные» годы, и сегодня наблюдается ее заметный спад, резче обозначились негативные тенденции, поначалу не вызвавшие особого беспокойства, возникли трудноразрешимые проблемы, прежде всего экономического характера, и даже кризисные явления.
В результате хронического недофинансирования тяжелые времена переживают музеи, библиотеки, клубные учреждения. Закрываются и перепрофилируются кинотеатры, отменяются театральные гастроли. Увеличивается, особенно в провинции, разобщенность широкой публики и большого искусства.
Шоу-бизнес, оккупировавший с помощью СМИ практически почти все культурное пространство, делает ставку прежде всего на молодежь, на подростков, с одной стороны, потакая еще не сложившимся вкусам, а с другой, - «замораживая» их на уровне самой низкопробной «попсы».
Вообще роль искусства как такового в современной жизни заметно уменьшилась, особенно искусства, требующего от аудитории определенной интеллектуальной активности и эстетической искушенности. Общая тенденция на «снижение» культуры, ее вытеснение поп-культурой сопровождается размыванием ценностной иерархии в художественной сфере.
К тому же происходит недостаточно ясное понимание педагогами досуговой сферы сегодняшней социокультурной ситуации и диктуемых ею воспитательных задач.
Характерными чертами социально-культурной деятельности на современном этапе мы может назвать: свободу выбора форм организации досуга населения; добровольность и активность различных групп посетителей учреждений социально-культурной сферы; инициативу всевозможных социальных групп и индивидумов.
Следует также отметить, что национально-этнические и региональные особенности, забытые в последние десятилетия, находят своих приемников и продолжателей в деле возрождения традиций, праздников и обрядов не только среди работников сферы культуры и образования, но и у многих жителей нашей многонациональной России.
В последнее время можно говорить о создании новых социально-культурных учреждений и досуговых центров, способствующих развитию многообразных интересов и потребностей детей, молодежи и взрослых. Среди них можно отметить сеть подростковых клубов по месту жительства, центры творчества молодежи, дома милосердия и т.д., которые берут на себя заботу по организации досуга населения.
Учитывая те характерные тенденции, которые наблюдаются в сфере культуры, образования и досуга возникает необходимость в научном управлении сферой свободного времени, а это невозможно без введения такого важного звена, как научное прогнозирование результатов того или иного управленческого решения. Всякий прогноз представляет собой попытку с помощью того или иного метода предугадать ход развития исследуемого объекта и одновременно определить способы воздействия на него в нужном направлении.
Прогнозирование социально-культурной деятельности существенно отличается от прогнозирования научно-технического прогресса, где достигнуты определенные успехи. Это обусловлено и широким многообразием сложных динамических процессов, влияющих на характер и содержание свободного времени различных групп населения и универсальностью характера воздействия культурно-досуговой деятельности на личность, что в свою очередь определяет трудность исследования механизмов и результатов этого воздействия. Прогнозирование социально-культурной деятельности органически связано с учетом ее закономерностей как системы непрерывно проявляющихся, объективно существующих, внутренне обусловленных, необходимых и устойчивых связей и отношений социально-культурной деятельности в условиях свободного времени. Они заключаются:
в определенной направленности социально-культурной деятельности;
в обеспечении педагогической целесообразности и инструментованности социально-культурной деятельности;
в сверхнормативной и нерегламентированной социально-культурной деятельности, дальнейшем развитии общественно-политических и духовных интересов и потребностей.
Заниматься прогнозированием мелких явлений и в слишком малых масштабах не имеет смысла, поскольку культурно-досуговый процесс представляет собой процесс динамический, то и прогнозирование его в самых общих чертах сводится к изучению логики развития, способов и границ влияния на сферу досуга. Если представить себе общую схему жизнеспособности КДД, то она характеризуется тремя тесно связанными между собой функциями:
осуществление непрерывного просвещения;
стимулирование творческого потенциала личности;
обеспечение рационального досуга.
Самый общий анализ возможных объектов прогностического исследования приводит к выводу, что целесообразнее и доступнее всего начинать разработку прогностического аппарата культурно-досуговой деятельности с исследования тенденций ее развития, которые наиболее полно могут быть отражены и представлены в общественных функциях. Это предполагает, во-первых, знание реального течения культурно-досугового процесса;
во-вторых, наличие теоретического представления о желательном направлении развития.
Моделированиеявляется одним из центральных методов прогнозирования. В практике прогнозирования под«моделью»понимается материальный объект или совокупность логических и материальных соотношений, иметирующих изучаемую систему.Моделированиемназывается такой способ исследования, при котором изучаются не сами объекты познания, а их модели, и результаты исследования затем переносятся с модели на объект.
Разработка прогноза культурно-досуговой деятельности предполагает создание трех моделей. Первая из них - поисковая - должна отразить в полной мере реальное течение культурно-досугового процесса. Имеется в виду описание данных развития явления на основе условного продолжения тенденций этого развития в прошлом и настоящем, в будущем, абстрагируясь от планов, программ, проектов и вообще каких - либо решений, которые способны изменить существующие тенденции, вызвать самоосуществление или саморазрушение прогноза. Вторая модель - нормативная - исходит из общественных требований к культурно-досуговой деятельности как составной части духовной культуры общества. Это, по сути описание путей достижения желательного состояния системы, на основе заранее определенных норм, идеалов, целей. И, наконец, третья модель - оптимальная - строится на базе первых двух и содержит в себе все основные выводы и заключение относительно объекта, исследования. Однажды сложившаяся система культурно-досуговой деятельности без постоянного совершенствования не может в условиях научно-технического развития обеспечить решение новых научных и практических задач. Предполагается, что оптимальная модель вместит в себя ту прогнозную информацию, которую можно будет использовать для повышения эффективности планирования и управления культурно-досуговыми процессами и при определении стратегии совершенствования его материальной базы, системы подготовки кадров и т.д.
Ведущий профиль прогноза - культурно-досуговая деятельность - представляет собой блок, включающий данные социально-культурного характера: народное образование, уровень деятельности учреждений культуры, участие трудящихся в управлении производством, общественной работе, культурно-массовой жизни региона.
В заключение необходимо подчеркнуть, что весь круг проблем, связанных с разработкой будущего культурно-досуговой деятельности, находится в непосредственной зависимости от дальнейшего развития ее теории.
- Социально-культурная деятельность Краткий курс лекций по подготовке к государственным экзаменам по истории, теории и методике социально-культурной деятельности Тамбов 2012
- Введение
- Часть 1. История социально-культурной деятельности Исторические корни досуга.
- Становление и развитие социально-культурной деятельности в Древней Руси.
- Обогащение социально-культурного уклада Руси в XIV-XVII веках.
- Развитие просвещения и социокультурные преобразования в XVIII веке.
- Общественно-просветительские движения и досуг
- XIX - начала XX вв.
- Культурно-просветительная работа в 40-50 гг.
- Культурно-досуговая деятельность в 60-70 гг.
- Социокультурные преобразования в 80-90 годы.
- Часть 2. Теория социально_культурной деятельности Теория социально-культурной деятельности как специальная отрасль знаний
- Государственные и муниципальные структуры регулирования социально-культурной деятельности
- Сущность и основные задачи социально-культурной политики на современном этапе
- Социальная перспектива и вариантность моделей социально-культурной деятельности.
- Общая характеристика средств, форм и методов социально-культурной деятельности
- Содержание социально-культурной деятельности
- Субъекты и объекты социально-культурной деятельности
- Общественно-добровольные формирования, фонды и движения, их роль в развитии социально-культурной сферы
- Социально-культурная деятельность досуговых общностей и центров
- Современный статус специалиста - организатора социально-культурной деятельности
- Часть 3. Технологии социально-культурной деятельности Технологии социально-культурной деятельности, ее сущность и структура.
- Самодеятельное художественное творчество как социально-педагогическое явление.
- Классификация художественной самодеятельности.
- Технология художественного самодеятельного творчества
- Типология любительских объединений.
- Технология любительского творчества.
- Рекреативно-оздоровительная деятельность социально-культурной сферы.
- Методика рекреационно-оздоровительной деятельности.
- Организация рекреационно-оздоровительной деятельности.
- Отдых является общественной ценностью и средством удовлетворения культурных запросов населения.
- Организация и методика работы с различными категориями детей, подростков и юношества.
- Виды внешкольных досуговых центров, их структура и координация деятельности.
- Основные направления социально-культурной деятельности молодежи.
- Организация культурно-досуговой деятельности молодежи.
- Методика организации досуга лиц среднего и пожилого возраста.
- Структура и функции социальной работы в рф.
- Экономические основы социально-культурной сферы.
- Технологическое содержание менеджмента.
- Социально-психологические аспекты менеджмента в сфере культуры.
- Организационно-экономические условия менеджмента в сфере культуры.
- Финансовый механизм менеджмента в социально-культурной сфере.
- Система маркетинга и ее функционирование в культурно-досуговой сфере.
- Сущность и особенности общения как социально-психологического явления.
- Социально-культурная работа как феномен современного мира.
- Исторический анализ социально-культурных процессов и технологий за рубежом.
- Теория социально-культурной деятельности за рубежом.
- Общественно-государственная политика в социально-культурной сфере за рубежом.
- Понятие о проектировании и развитии социально-культурной сферы.
- Социологические методы изучения досуга
- Изучение документов.