Социологические методы изучения досуга
Научная работа подразумевает использование методов социологического исследования в которых наблюдается непосредственное прослеживание и фиксирование значимых социальных явлений, процессов, событий.
Социологическое исследование это система последовательных, методологических, методических и организационно-технический процедур, связанных между собой единой целью: получить научно обоснованные, достоверные данные об изучаемом общественном явлении или процессе для последующего использования в практике социально-культурной деятельности.
Для проведения социологических исследований в первую очередь необходимо составить программу социокультурного исследования, а затем подбирать методы сбора информации.
К числу методов сбора данных, используемых в современном исследовании социально-культурной деятельности, можно отнести наболюдение, анализ документов, опрос, анкетирование, эксперимент, тестирование, интервью и ряд других.
Научное социологическое наблюдение отличается от обычного целым рядом черт, качеств, признаков:
оно не хаотично, не случайно, а целенаправленно подчиняется общему плану и задачам исследования;
строится по специальному плану продуманной программы;
имеет заранее определенный понятийный аппарат и строгую систему фиксации результатов;
его результаты не только определенным образом регистрируются, но и поддаются контролю на обоснованность и достоверность;
имеет строго направленный характер: наблюдаются и фиксируются только те факты и явления, которые подтверждают или опровергают разработанную ранее гипотезу исследования;
при наблюдении принимаются во внимание социальная ситуация и конкретные обстоятельства, сопутствующие или препятствующие наблюдаемому явлению, факту, процессу.
Большие возможности использования этого метода в практике социально-культурной деятельности основываются на том, что оно носит не только социально-педагогический, но и социально-психологический и психолого-педагогический характер.
Так образом, метод наблюдения позволяет исследовать деятельность учреждений культуры во всем ее богатстве и разнообразии, давая «документальные», непосредственные впечатления, которые не может заменить и восполнить никакой другой метод познания социальной действительности. Особенно важен и незаменим он при изучении структуры и содержания свободной времени для получения конкретного иллюстрированного материала к каким-то положениям, для выявления сущности и динамики взаимоотношений в любительских объединениях и неформальных группах.
- Социально-культурная деятельность Краткий курс лекций по подготовке к государственным экзаменам по истории, теории и методике социально-культурной деятельности Тамбов 2012
- Введение
- Часть 1. История социально-культурной деятельности Исторические корни досуга.
- Становление и развитие социально-культурной деятельности в Древней Руси.
- Обогащение социально-культурного уклада Руси в XIV-XVII веках.
- Развитие просвещения и социокультурные преобразования в XVIII веке.
- Общественно-просветительские движения и досуг
- XIX - начала XX вв.
- Культурно-просветительная работа в 40-50 гг.
- Культурно-досуговая деятельность в 60-70 гг.
- Социокультурные преобразования в 80-90 годы.
- Часть 2. Теория социально_культурной деятельности Теория социально-культурной деятельности как специальная отрасль знаний
- Государственные и муниципальные структуры регулирования социально-культурной деятельности
- Сущность и основные задачи социально-культурной политики на современном этапе
- Социальная перспектива и вариантность моделей социально-культурной деятельности.
- Общая характеристика средств, форм и методов социально-культурной деятельности
- Содержание социально-культурной деятельности
- Субъекты и объекты социально-культурной деятельности
- Общественно-добровольные формирования, фонды и движения, их роль в развитии социально-культурной сферы
- Социально-культурная деятельность досуговых общностей и центров
- Современный статус специалиста - организатора социально-культурной деятельности
- Часть 3. Технологии социально-культурной деятельности Технологии социально-культурной деятельности, ее сущность и структура.
- Самодеятельное художественное творчество как социально-педагогическое явление.
- Классификация художественной самодеятельности.
- Технология художественного самодеятельного творчества
- Типология любительских объединений.
- Технология любительского творчества.
- Рекреативно-оздоровительная деятельность социально-культурной сферы.
- Методика рекреационно-оздоровительной деятельности.
- Организация рекреационно-оздоровительной деятельности.
- Отдых является общественной ценностью и средством удовлетворения культурных запросов населения.
- Организация и методика работы с различными категориями детей, подростков и юношества.
- Виды внешкольных досуговых центров, их структура и координация деятельности.
- Основные направления социально-культурной деятельности молодежи.
- Организация культурно-досуговой деятельности молодежи.
- Методика организации досуга лиц среднего и пожилого возраста.
- Структура и функции социальной работы в рф.
- Экономические основы социально-культурной сферы.
- Технологическое содержание менеджмента.
- Социально-психологические аспекты менеджмента в сфере культуры.
- Организационно-экономические условия менеджмента в сфере культуры.
- Финансовый механизм менеджмента в социально-культурной сфере.
- Система маркетинга и ее функционирование в культурно-досуговой сфере.
- Сущность и особенности общения как социально-психологического явления.
- Социально-культурная работа как феномен современного мира.
- Исторический анализ социально-культурных процессов и технологий за рубежом.
- Теория социально-культурной деятельности за рубежом.
- Общественно-государственная политика в социально-культурной сфере за рубежом.
- Понятие о проектировании и развитии социально-культурной сферы.
- Социологические методы изучения досуга
- Изучение документов.