logo
скд гэк учебное пособие

Понятие о проектировании и развитии социально-культурной сферы.

Социокультурное проектирование - это, с одной стороны, специфическая технология представляющая собой конструктивную творческую деятельность, сущность которой заключается в анализе проблем и выявлении причин их возникновения выработке целей и задач, характеризующих желаемое состояние объекта (или сферы проектной деятельности), разработке путей и средств достижения поставленных целей; с другой - это целенаправленно организуемый процесс социокультурной коммуникации субъектов, ориентированный на совместное конструктирование способов и образцов решения значимых для личности и общества проблем.

Сущность проектирования заключается в производстве желаемой и предназначенной к осуществлению моделей будущего объекта: социальной или предметной среды, сферы жизнедеятельности, образа жизни учреждения, социального института. Объектом проектирования является социально-культурная сфера, включающая в себя широкий круг явлений, процессов и институтов, относящихся по своей природе либо, преимущественно, к сфере «социального», либо «культурного». Преобладающая ориентация проекта на решение социальных или культурных проблем определяет специфику проектной деятельности.

Социокультурную сферу представить как совокупность субъектов культурной деятельности, являющихся:

а) носителями идей, инициатив, технологий, традиций;

б) носителями определенных проблем ( в этом качестве можно рассматривать отдельную личность, социальную группу, учреждения, орган власти, коммерческую структуру).

Именно переживания проблемной ситуации делает человека потенциальным или реальным участником культурных проектов и программ.

Технологической основой и первым этапом разработки социально-культурных проектов и программ всех уровней является характеристика социокультурной ситуации.

Ситуация - это совокупность типичных условий и обстоятельств, в которых функционирует личность, социальных групп, общность и которые определяют содержание и формы жизнедеятельности человека, систему его ценностей ориентацией, характер его окружения, отношения с другими людьми.

Вслед за характеристикой социокультурной ситуацией необъходимо сформулировать проблемы. В самом общем смысле проблемы - это, с одной стороны, объективные трудности, преграды, факты неблагополучия, с другой - результат осознания, понимания ситуации, видения в ней определенного противоречия, на разрешение которого и должно быть направлена разрабатываемая программа.

Особую важность при разработке социально-культурных программ имеют две группы проблем: социально-культурные и личностные (социально-психологические). Именно характер этих проблем определяет смысловую и содержательную части проекта - цели, задачи, виды и содержание деятельности.

В социально-культурное проектирование особое место региональное проектирование. Именно ремонт представляет собой совершенно конкретный объект управления и на его уровне возникает объективная возможность осуществляет управляющее воздействие на культурные процессы, обеспечивая необходимое сочетание развития и саморазвития, управления и самоуправления и т.д.