Самодеятельное художественное творчество как социально-педагогическое явление.
Самодеятельное художественное творчество представляет исторически новую форму функционирования культуры.
Специфика ее функций, в частности, связана с тем, что она выступает как средство преодоления отчуждения людей от своих универсальных способностей, обусловленного разделением труда. Это определяет социально-педагогическую природу художественной самодеятельности как явления самореализации и саморазвития субъекта, посредством художественной деятельности, дополняющей его деятельность как субъекта других, нехудожественных социальных ролей.
Любым образом протекающая художественно-творческая деятельность определенным образом развивает познавательный, коммуникативный, творческий и другие потенциалы индивида, групп и масс участников художественной самодеятельности.
Степень эффективности художественной самодеятельности как социально-педагогического явления зависит: на уровне коллектива - от меры подчинения художественно-творческого процесса педагогической и социально-психологической целесообразности и педагогической инструментовки жизнедеятельности групп; на уровне движения в целом- от ориентации практики управления художественной самодеятельностью на социальные результаты.
Системообразующим элементом, влияющим на педагогическую ситуацию в отправной точке педагогического процесса и противоречия в его ходе, является участник самодеятельности.
Принципами организации жизни коллектива, обеспечивающими разрешение указанных противоречий и движение педагогического процесса являются:
Опора на реальные интересы, вкусы и ориентации участников в отправной точке педагогического процесса; учет изменений характеристик участников в развитии педагогического процесса.
Организация художественно-творческой деятельности на основе подчинения ее педагогической и социально-психологической целесообразности.
Сочетание управления и самоуправления при опоре на самоуправление и его последовательное расширение.
Учет характера исполнения участниками основных социальных ролей за границами самодеятельных коллективов.
Обеспечение дискуссионности и опора на общественное мнение как средство и условие формирования ценностно-ориентационного единства, корректировки самооценок, влияния на мотивацию деятельности участников в сторону усиления общественной значимости мотивов.
Последовательное расширение внешних связей коллектива, его участие в культурной жизни региона является условием укрепления коллектива и обеспечения единства личного и общественного смысла художественной деятельности участников.
Показателями эффективности педагогического процесса являются:
мера развития познавательного, ценностно-ориентационного, коммуникативного и творческого потенциалов каждого отдельного участника и руководимой педагогом группы в целом;
превращение группы в коллектив единомышленников, чья художественная активность определяется общественно-ценными мотивами, задачами и целями;
позитивный характер реализации участниками своих основных социальных ролей (профессиональных, учебных, семейных и др.).
Основой педагогического процесса в самодеятельных творческих объединениях является включение участников в активную общественно-значимую деятельность по интересу.
В настоящее время необходимо кардинально менять систему руководства всей системой художественной самодеятельности, для чего необходимо:
а) отказ от нормативной практики управления художественной самодеятельностью, ограничивающей свободу инициативы участников и руководителей жесткими рамками в области набора рекомендуемых видов и жанров, и в частности, дискриминации определенных видов и стилей художественного творчества; а также отказ от регламентов в части численного состава коллективов и затрат времени на руководство самодеятельными группами;
б) поощрение многообразия организационных структур в опоре на принцип «равноправия» видов и жанров художественного творчества в соответствии с классификацией самодеятельности;
в) приоритетное внимание к развитию детской самодеятельности и учебного типа объединений для молодежи (классов, студий, школ искусства и т.д.), способных поднять художественную самодеятельность на качественно более высокий уровень, обеспечивая для творческих «взрослых» по составу объединений, подготовленный контингент;
г) преодоление централизма и ведомственности в организации самодеятельности, переход к регионально-территориальному принципу развития; отказ от переоценки роли смотров и фестивалей, основанных на состязательности по вертикали, как главного способа стимулирования самодеятельности, за счет поворота к оценке самодеятельности по ее участию в общественно-гражданской и художественной жизни на местах;
д) отказ от политики распространения на сферу самодеятельного художественного творчества хозрасчетных отношений и других коммерческих принципов;
е) обеспечение в процессе подготовки кадров новых профессиональных фигур: социологов и экономистов в области художественной культуры и народного творчества; организаторов (менеджеров) народного творчества и художественной самодеятельности; методистов по художественной самодеятельности различных видов, способных направлять развитие системы соответствующих коллективов в различных территориях и регионах; специалистов по культурно-досуговой работе и эстетическому воспитанию детей.
- Социально-культурная деятельность Краткий курс лекций по подготовке к государственным экзаменам по истории, теории и методике социально-культурной деятельности Тамбов 2012
- Введение
- Часть 1. История социально-культурной деятельности Исторические корни досуга.
- Становление и развитие социально-культурной деятельности в Древней Руси.
- Обогащение социально-культурного уклада Руси в XIV-XVII веках.
- Развитие просвещения и социокультурные преобразования в XVIII веке.
- Общественно-просветительские движения и досуг
- XIX - начала XX вв.
- Культурно-просветительная работа в 40-50 гг.
- Культурно-досуговая деятельность в 60-70 гг.
- Социокультурные преобразования в 80-90 годы.
- Часть 2. Теория социально_культурной деятельности Теория социально-культурной деятельности как специальная отрасль знаний
- Государственные и муниципальные структуры регулирования социально-культурной деятельности
- Сущность и основные задачи социально-культурной политики на современном этапе
- Социальная перспектива и вариантность моделей социально-культурной деятельности.
- Общая характеристика средств, форм и методов социально-культурной деятельности
- Содержание социально-культурной деятельности
- Субъекты и объекты социально-культурной деятельности
- Общественно-добровольные формирования, фонды и движения, их роль в развитии социально-культурной сферы
- Социально-культурная деятельность досуговых общностей и центров
- Современный статус специалиста - организатора социально-культурной деятельности
- Часть 3. Технологии социально-культурной деятельности Технологии социально-культурной деятельности, ее сущность и структура.
- Самодеятельное художественное творчество как социально-педагогическое явление.
- Классификация художественной самодеятельности.
- Технология художественного самодеятельного творчества
- Типология любительских объединений.
- Технология любительского творчества.
- Рекреативно-оздоровительная деятельность социально-культурной сферы.
- Методика рекреационно-оздоровительной деятельности.
- Организация рекреационно-оздоровительной деятельности.
- Отдых является общественной ценностью и средством удовлетворения культурных запросов населения.
- Организация и методика работы с различными категориями детей, подростков и юношества.
- Виды внешкольных досуговых центров, их структура и координация деятельности.
- Основные направления социально-культурной деятельности молодежи.
- Организация культурно-досуговой деятельности молодежи.
- Методика организации досуга лиц среднего и пожилого возраста.
- Структура и функции социальной работы в рф.
- Экономические основы социально-культурной сферы.
- Технологическое содержание менеджмента.
- Социально-психологические аспекты менеджмента в сфере культуры.
- Организационно-экономические условия менеджмента в сфере культуры.
- Финансовый механизм менеджмента в социально-культурной сфере.
- Система маркетинга и ее функционирование в культурно-досуговой сфере.
- Сущность и особенности общения как социально-психологического явления.
- Социально-культурная работа как феномен современного мира.
- Исторический анализ социально-культурных процессов и технологий за рубежом.
- Теория социально-культурной деятельности за рубежом.
- Общественно-государственная политика в социально-культурной сфере за рубежом.
- Понятие о проектировании и развитии социально-культурной сферы.
- Социологические методы изучения досуга
- Изучение документов.