Организационно-экономические условия менеджмента в сфере культуры.
Основу менеджмента составляет организация, которая может называться по разному - фирма, ассоциация, фонд, учреждение и т.д..
Каждый человек, работая, входит в одну или несколько организаций. Организации могут быть производственными или учебными, государственными или частными, большими или маленькими, временными или постоянными. Главное, что общество состоит из большого числа различных организаций и большинство людей всю свою сознательную жизнь связаны с организациями, являясь их членами, либо вступая с ними в контакт. С управленческой точки зрения под организацией понимается группа лиц, взаимодействующих друг с другом ради достижения общей цели.
Любая организация характеризуется следующими признаками. Во-первых, наличием по крайне мере 2-х людей, которые считают себя частью группы. Они объединяют свои усилия, помогают друг другу, обеспечивая тем самым поставленные задачи.
Во-вторых, наличие по крайней мере одной цели или конечного результата, который принимают как общую все члены данной группы. Цель придает смысл существованию организации, определенность и направленность действием ее членов.
В-третьих, наличие внутреннего координирующего центра, что придает стабильность организации и является важным условием нормального функционирования.
Ключевой фигурой в организации является менеджер. Менеджер - это человек, который обеспечивает выполнение работы за счет других людей. Быть менеджером предполагает хотя бы наличие одного подчиненного. Это обязательное условие. Таким образом, менеджер - это член организации, осуществляющий руководство людьми.
Менеджер выступает в трех ролях - как руководитель, формирующий отношения внутри и вне организации, своего рода лидер для своих подчиненных.
Во-вторых - это информационные роли (сбор оперативной информации и движение ее до подчиненных).
В-третьих - это роль по принятию решения.
В зависимости от позиций менеджеров в организации, данные роли могут быть присущи им в большей или меньшей степени.
Учреждения культуры и искусства, как и любые организации, действуют сегодня в рыночных условиях. Они относятся к так называемым некоммерческим организациям, т.к. преследуют цель не получения прибыли, а оказывают обществу социально-значимые услуги. Но несмотря на это, они характеризуются рядом признаков, а именно:
экономическая обособленность (получение прибыли, определенные затраты на свою деятельность);
экономическая заинтересованность членов организации;
материальная ответственность за результаты труда;
самостоятельность, независимость от какого-либо воздействия;
Учреждения культуры обладают правом юридического лица и обладают обособленным имуществом, счетами в банке, печатью на право ведения договорных отношений, балансовой книгой, имеют определенные права и обязанности, несут ответственность за свои действия.
Все это оформляется в виде Устава предприятия и регистрируется в местных административных органах.
В зависимости от источников финансирования учреждения культуры подразделяются на государственные(муниципальные) инегосударственные. К первым относятся театрально-зрелищные предприятия (театры, филармонии, концертные залы) и культурно-досуговые учреждения (библиотеки, музеи, клубы, кинотеатры и т.д.). Ко вторым относятся учреждения культуры, общественные организации (профсоюзные клубы и библиотеки), ведомственные гарнизонные Дома офицеров, клубы учителей, милиции, творческих союзов), частно-кооперативные (ночные клубы, дискотеки, развлекательные центры и т.д.).
Менеджмент представляет сложное явление, охватывающее различные процессы, происходящие как внутри организации, так и при ее взаимодействии с внешней средой. Роль менеджмента внутри организации во многом зависит от той роли, которую призвана решать та или иная организация. Но независимо от этого к внутренней среде организации относится:
структура организации, т.е. выделение внутри организации подразделений (отделов), находящихся между собой во взаимодействии. Менеджмент должен определить организационные размеры структурных подразделений, их права и обязанности, систему взаимодействия;
технология работы организации, т.е. средства, с помощью чего создаются искомые товары либо услуги. Сюда относится также сочетание навыков, знаний, необходимых для осуществления желаемых целей и результатов;
люди, работающие в организации, т.е. персонал организации. Многое в деятельности организации зависит от их квалификации, отношения к труду, способностей, взаимоотношения между собой.
- Социально-культурная деятельность Краткий курс лекций по подготовке к государственным экзаменам по истории, теории и методике социально-культурной деятельности Тамбов 2012
- Введение
- Часть 1. История социально-культурной деятельности Исторические корни досуга.
- Становление и развитие социально-культурной деятельности в Древней Руси.
- Обогащение социально-культурного уклада Руси в XIV-XVII веках.
- Развитие просвещения и социокультурные преобразования в XVIII веке.
- Общественно-просветительские движения и досуг
- XIX - начала XX вв.
- Культурно-просветительная работа в 40-50 гг.
- Культурно-досуговая деятельность в 60-70 гг.
- Социокультурные преобразования в 80-90 годы.
- Часть 2. Теория социально_культурной деятельности Теория социально-культурной деятельности как специальная отрасль знаний
- Государственные и муниципальные структуры регулирования социально-культурной деятельности
- Сущность и основные задачи социально-культурной политики на современном этапе
- Социальная перспектива и вариантность моделей социально-культурной деятельности.
- Общая характеристика средств, форм и методов социально-культурной деятельности
- Содержание социально-культурной деятельности
- Субъекты и объекты социально-культурной деятельности
- Общественно-добровольные формирования, фонды и движения, их роль в развитии социально-культурной сферы
- Социально-культурная деятельность досуговых общностей и центров
- Современный статус специалиста - организатора социально-культурной деятельности
- Часть 3. Технологии социально-культурной деятельности Технологии социально-культурной деятельности, ее сущность и структура.
- Самодеятельное художественное творчество как социально-педагогическое явление.
- Классификация художественной самодеятельности.
- Технология художественного самодеятельного творчества
- Типология любительских объединений.
- Технология любительского творчества.
- Рекреативно-оздоровительная деятельность социально-культурной сферы.
- Методика рекреационно-оздоровительной деятельности.
- Организация рекреационно-оздоровительной деятельности.
- Отдых является общественной ценностью и средством удовлетворения культурных запросов населения.
- Организация и методика работы с различными категориями детей, подростков и юношества.
- Виды внешкольных досуговых центров, их структура и координация деятельности.
- Основные направления социально-культурной деятельности молодежи.
- Организация культурно-досуговой деятельности молодежи.
- Методика организации досуга лиц среднего и пожилого возраста.
- Структура и функции социальной работы в рф.
- Экономические основы социально-культурной сферы.
- Технологическое содержание менеджмента.
- Социально-психологические аспекты менеджмента в сфере культуры.
- Организационно-экономические условия менеджмента в сфере культуры.
- Финансовый механизм менеджмента в социально-культурной сфере.
- Система маркетинга и ее функционирование в культурно-досуговой сфере.
- Сущность и особенности общения как социально-психологического явления.
- Социально-культурная работа как феномен современного мира.
- Исторический анализ социально-культурных процессов и технологий за рубежом.
- Теория социально-культурной деятельности за рубежом.
- Общественно-государственная политика в социально-культурной сфере за рубежом.
- Понятие о проектировании и развитии социально-культурной сферы.
- Социологические методы изучения досуга
- Изучение документов.