Обогащение социально-культурного уклада Руси в XIV-XVII веках.
Монголо-татарское иго нанесло страшный удар ослабленной междоусобицами Руси. Города были сожжены и ограблены, ряд коренных областей (Поднепровье, Галич, Полоцк, Смоленск и др.) был отторгнут от Руси, мастера искусств и ремесел погибли в сражениях или были уведены в плен. В середине XIVвека после полосы упадка начинается процесс восстановления социально-культурного уклада городов и возрождения искусств и ремесел. Борьба с поработителями, потребности обороны страны ускоряют процесс сложения Русского централизованного государства и формирования русской народности. В деле «собирания Руси» некоторое время соперничают Москва и Тверь, но после Куликовской битвы (1380) эту объединительную функцию выполняет Москва.
Период XIV-XVIвв. связан с ростом национального самосознания, зарождения свободомыслия, новых светских начал. Происходит дальнейшее соединение языческого и христианского календарей, приспособление православной церкви к местным обычаям и условиям. Например, праздник въезда Христа в Иерусалим стал отмечаться с ветками вербы вместо не растущей в России пальмы; в праздничном действе с участием патриарха и царя вместо осла использовалась лошадь в маске с ослиными ушами. В соответствии с местными обычаями самым почитаемым стал культ Богоматери с младенцем. Храмы становятся центрами культурно-политической жизни России. Происходят заметные изменения в эмоционально-психологическом складе людей. Развивается способность человека сопереживать, растет значение человеческой личности и личности отдельной семьи. Этика «Домостроя» построена на обращении к чувству стыда. Ощутим интерес к природе, утратившей связь с языческими божествами; литературное творчество перестало быть безымянным и безличным.
Возникают художественные школы в Москве, Новгороде, Пскове, Владимире. В конце XIVв. появился новый тип населенного пункта - деревня (от слова «драть» - пахать целину). ВXVв. деревни имели не более 10 дворов. Села были владениями светских и духовных феодалов. На первое место в повседневной жизни сXIVв. начали выходить интересы отдельной семьи, а не рода. Постепенно складывается семейный уклад с сильной властью отца и высоким нравственным авторитетом матери. В связи с развитием частной собственности стала актуальной проблема наследства. Из княжеских завещаний видна забота обо всех членах семьи, их материальном благополучии. Под влиянием восточных традиций, усвоенных опосредованно через Золотую Орду, русская знать стала поощрять затворничество женщин. Дочери - девицы никогда не показывались мужчинам, даже братьям отца. Молились они в домашней молельне. Но такие «строгости» соблюдались не всегда.
Закон защищал экономическую независимость женщин. При любых обстоятельствах ( вплоть до воинской измены мужа и его казни) за ней оставалось все движимое и недвижимое имущество, давался надел на пропитание детей.
В XVIв. начался процесс постепенного изменения отношения старших членов семьи к младшим. Родители стали отдавать своих детей учиться грамоте. Учебных заведений практически не было. На церковном соборе 1551г. был утвержден проект городских училищ «для научения грамоты». Церковная монополия на образование придавала ему преимущественно богословский характер. Развивается книгопечатание. 1 апреля 1564 года Иван Федоров выпустил первую книгу «Апостол». Следует отметить коллективное чтение вслух книг из монастырских личных библиотек. Азбуки издавались огромными тиражами, появились книжные лавки. Чтение стало новой формой проведения досуга.
Семейные обряды к XVIв. были весьма пышными, объединяя в себе местные языческие традиции с христианскими ритуалами. Младенцев полагалось крестить на 8 или 40 день. По случаю рождения сына отец посылал подарки родным и знакомым, а они, в свою очередь, одаривали мать и младенца. В случае рождения девочки все было обставлено скромнее. Подарки были только обрядовыми, а не сюрпризными. Свадьба знати представляла собой многодневный пышный церемониал. «Свадебный чин»XVIв. подробно описывает весь сценарий торжества. КXVIIв. относятся упоминания о праздновании именин в боярских и царских семьях. Прием гостей у знати был церемонией с соблюдением различия сословных отношений.
Общественные увеселения и забавы этого периода - игрища, скоморошьи ватаги, медвежьи представления, площадные аттракционы, качели, карусели, ледяные горки; мим, бродячие музыканты. Среди настольных игр были распространены шашки, шахматы, зернь (кости) и карты. Во всех играх участвовали и взрослые, и дети.
В XV-XVIвв. любимым развлечением феодалов была охота, особенно с соколами и другими ловчими птицами. Разводили аквариумных рыбок, но они еще оставались в быту знати «диковинкой».
В XVIIв. впервые упоминаются театральные представления при царском дворе («Юдифь», «Эсфирь» и др.). В царских и боярских покоях для развлечения хозяев и гостей держали музыкантов, шутов.
- Социально-культурная деятельность Краткий курс лекций по подготовке к государственным экзаменам по истории, теории и методике социально-культурной деятельности Тамбов 2012
- Введение
- Часть 1. История социально-культурной деятельности Исторические корни досуга.
- Становление и развитие социально-культурной деятельности в Древней Руси.
- Обогащение социально-культурного уклада Руси в XIV-XVII веках.
- Развитие просвещения и социокультурные преобразования в XVIII веке.
- Общественно-просветительские движения и досуг
- XIX - начала XX вв.
- Культурно-просветительная работа в 40-50 гг.
- Культурно-досуговая деятельность в 60-70 гг.
- Социокультурные преобразования в 80-90 годы.
- Часть 2. Теория социально_культурной деятельности Теория социально-культурной деятельности как специальная отрасль знаний
- Государственные и муниципальные структуры регулирования социально-культурной деятельности
- Сущность и основные задачи социально-культурной политики на современном этапе
- Социальная перспектива и вариантность моделей социально-культурной деятельности.
- Общая характеристика средств, форм и методов социально-культурной деятельности
- Содержание социально-культурной деятельности
- Субъекты и объекты социально-культурной деятельности
- Общественно-добровольные формирования, фонды и движения, их роль в развитии социально-культурной сферы
- Социально-культурная деятельность досуговых общностей и центров
- Современный статус специалиста - организатора социально-культурной деятельности
- Часть 3. Технологии социально-культурной деятельности Технологии социально-культурной деятельности, ее сущность и структура.
- Самодеятельное художественное творчество как социально-педагогическое явление.
- Классификация художественной самодеятельности.
- Технология художественного самодеятельного творчества
- Типология любительских объединений.
- Технология любительского творчества.
- Рекреативно-оздоровительная деятельность социально-культурной сферы.
- Методика рекреационно-оздоровительной деятельности.
- Организация рекреационно-оздоровительной деятельности.
- Отдых является общественной ценностью и средством удовлетворения культурных запросов населения.
- Организация и методика работы с различными категориями детей, подростков и юношества.
- Виды внешкольных досуговых центров, их структура и координация деятельности.
- Основные направления социально-культурной деятельности молодежи.
- Организация культурно-досуговой деятельности молодежи.
- Методика организации досуга лиц среднего и пожилого возраста.
- Структура и функции социальной работы в рф.
- Экономические основы социально-культурной сферы.
- Технологическое содержание менеджмента.
- Социально-психологические аспекты менеджмента в сфере культуры.
- Организационно-экономические условия менеджмента в сфере культуры.
- Финансовый механизм менеджмента в социально-культурной сфере.
- Система маркетинга и ее функционирование в культурно-досуговой сфере.
- Сущность и особенности общения как социально-психологического явления.
- Социально-культурная работа как феномен современного мира.
- Исторический анализ социально-культурных процессов и технологий за рубежом.
- Теория социально-культурной деятельности за рубежом.
- Общественно-государственная политика в социально-культурной сфере за рубежом.
- Понятие о проектировании и развитии социально-культурной сферы.
- Социологические методы изучения досуга
- Изучение документов.