logo
скд гэк учебное пособие

Изучение документов.

Методы изучения документов являются важным и обязательным процедурным элементом любого исследования. Они широко используются и на первых этапах социологического исследования (при выяснении историографии вопроса, степени разработанности проблемы, ее актуальности, научной и практической значимости), и при уточнении понятийного аппарата, интерпретации ключевых понятий, терминологическом анализе, а также на заключительном этапе исследования для сопоставленные полученной информации с уже известными науке и практике социальными фактами.

Анализ документа- это расчленение, разложение его на основные составные части, компоненты для определения роли и места каждой из них, ее смысла, сути.

Приступая к анализу документа, исходя из цели социологического исследования необходимо, прежде всего, для себя, решить:

Все методы изучения и анализа документов делятся на две группы:

  1. традиционный, классический, содержательный анализ;

  2. формализованный, или контент-анализ.

При традиционном анализе документации чаще всего встречается такая его логика:

Контент-анализиспользуется для изучения больших массивов документации и особенно периодической печати, для обобщения большого количества социологической информации. Он позволяет сравнивать несколько документов по интересующим исследователя признакам, если они повторяются в этих документах.

Контент-анализ предполагает перевод массовой текстовой (качественной) информации в количественные показатели с целью их более углубленного анализа, сопоставления, обсчета и т.д. (Более подробно см. в книге «Рабочая книга социолога». М. Наука, 1983).

Опрос.

Опрос- наиболее распространенный вид социологических исследований и одновременно самый широко используемый метод сбора первичной социологической информации.

Его сущность и значение определяются тем, что это обращение за сведениями, за интересующей исследователя информацией к самому человеку.

Существует две разновидности опросов:

  1. устный опрос (беседа, интервью, экспертный, опрос и т.д.);

  2. письменный опрос (анкетирование, тестирование, социометрия и др.).

Различают сплошные и выборочные опросы.

При сплошном опрашиваются все единицы наблюдения, при выборочном опрашивают лишь часть от общего числа опрашиваемых.

Опросы различают индивидуальные, обращенные к отдельным лицам игрупповые, обращенные к группе лиц. Кроме того, опрос может быть письменным (с помощью анкет) и устным (анкету сразу же по ходу беседы или после нее заполняет интервьюер). Такой опрос называетсяинтервью.

Опросный лист имеет следующую структуру:

  1. Вводная часть: общение к респонденту с кратким изложением темы, цели и задач исследования, информация о том, кто его проводит, разъяснения техники заполнения анкеты при письменном опросе. Вводная часть должна расположить к себе респондента, заинтересовать возможностью участия в опросе.

  2. Основная частьвключает сами вопросы. Первые контактные вопросы - простые, могут заинтересовать респондентов. Их цель - поддержать психологическую установку на сотрудничество, не отпугнуть сложностью.

В центральной части опросного листа располагаются главные и наиболее сложные вопросы, направленные на выяснение мнений, оценок, установок.

  1. Демографическая частьвключает сведения о возрасте, поле, образовании, профессии, семейном положении и т.д.

  2. Гарантия анонимности - напоминание о том, что указывать фамилию, адрес и подписывать анкету не обязательно.

  3. Благодарность за участие в опросе, за помощь в исследовании.

Вопросы по содержанию могут быть о фактах, поведении, знаниях, демографические, оценочные вопросы, вопросы - мнение.

По форме вопросы анкеты бывают открытые, закрытые, смешанные, проектированные, вопросы - школы и вопросы - индексы (см. уч. пос. З.А. Петрова «Методология и методологические исследования КДД» М. 1990 стр. 76).

Экспертный опрос, метод мозгового штурма», социометрии, тестирования относятся к специфическим видам опросов и реже других используются в практике исследования социально-культурной деятельности. Последние два (тестирование и социометрия) ближе стоят к социально-психологическим методам, поэтому мы о них говорить не будем.

Каждое исследование ставит перед собой совершенно определенную цель и его эффективность определяется сопоставлением цели и результата. Исследование считается состоявшимся, если поставленная цель достигнута, а конкретный социальный заказ выполнен.