Организация и методика работы с различными категориями детей, подростков и юношества.
Проблема свободного времени волнует сегодня ученых и практиков различных областей жизни и отраслей знаний. Философы и психологи, педагоги и физиологи, организаторы внешкольного досуга, работники сферы культуры исследуют сущность и особенности целенаправленной организаций досуга подрастающего поколения.
Подсчитано, что школьники имеют больше 150 дней в году свободных от учебы. Немало часов (у младших –8, у подростков – 6, у старших-4,5) ежедневно высвобождаются от учебных занятий. Поэтому такого пристального внимания требуют каникулы, праздничные и выходные дни и особого чуткого отношения – повседневное свободное время школьников, потеря которого незаметна, но не восполнима.
Исследователи отмечают, что школьники в своем представлении об отдыхе на 1 место ставят телевидение, походы, спортивные зрелища; на 2 место прослушивание магнитофонных записи, пение под гитару; на 3 место чтение, занятия в кружках, секциях.
На неорганизованное общение подростки затрачивают от 1 до 4 часов в будни дни и до 8 часов по воскресным дням.
Свободное время необходимо для расширения кругозора школьников, для самостоятельного творчества, поиска в любой области, для углубления эмоционального восприятия современной жизни.
Культуре использования свободного времени надо учить начиная с детского возраста. В этой задаче заключается огромная социально-педагогическая проблема: возможность в будущем создать традиционную эстетическую среду, в которой будут жить дети сегодняшних детей.
Задачи организатора досуга:
создать максимально приемлемые условия для культурного использования свободного времени. Главным среди них является организация разнообразных, непохожих на учебные, видов деятельности;
через расширение новизны видов деятельности, как по содержанию, так и по характеру их организации создавать условия для привития культуры использования свободного времени, для всестороннего развития личности;
принимать в клуб всех желающих, независимо от умений, физических данных и т.п.;
довести клубную атмосферу до максимальной раскованности для ребенка и необходимости его деятельности. Свободное время в понимании детей и должно быть таким;
учитывать возрастные психологические особенности школьников;
избирательность, которая предполагает и изменение интереса, если есть желание попробовать себя в другой области деятельности.
Каждый организатор досуга должен знать:
социально-экономические особенности района, т.к. без этих знаний невозможно четко охарактеризовать ребят своего микрорайона;
культурные возможности района, чтобы реально видеть, какое место отведено клубу в представлении ребят;
возможности педагогической общественности;
возрастной состав детей района, микрорайона, что позволяет точно планировать деятельность клуба с учетом ближайших и отдаленных по времени (до 10-12 лет) перспектив;
положительная воспитательная работа в школах, ПТУ района;
состояние дел с трудными подростками в районе;
социальную характеристику семей, где есть школьники района;
8.общие тенденции увлечений, наклонностей и потребностей школьников своего района, что позволяет решать конкретные педагогические задачи свободного времени.
Условно всю аудиторию можно разделить на 3 группы.
Первая: дети и подростки; вторая – родители, третья – воспитатели.
Первая группа: делится: а) по полу и возрасту:
-дошкольники (4-6 лет);
младшие школьники (6-10 лет);
подростки (10-14 лет);
старшие школьники (14-17 лет);
молодежь (17-26 лет);
б) по территориальной принадлежности:
школьники города;
школьники села;
группы по месту жительства.
в)по степени трудности воздействия;
г) неформальные объединения;
д) трудные подростки;
е) по степени развития интереса;
ж) по степени активности культурно-досуговой деятельности;
з) по принадлежности к учебным учреждениям.
Вторая группа подразделяется на:
а) родители по полу и возрасту детей;
б) родители трудных детей;
в) родители города, села;
г) родители - общественники.
Третья группа:
а) организаторы воспитательной работы школьников;
б) классные руководители, воспитатели;
в) учитель – предметник;
г) педагог-организатор клубов по месту жительства;
д) работники лагерей, санаториев, туристических и экскурсионных бюро;
е) работники комиссии по делам несовершеннолетних;
ж) работники домов творчества, клубных учреждений.
Для определения сущности социально-культурной деятельности в работе с этими категориями необходимо:
дать социально-психологическую характеристику детей и подростков;
2.определить педагогические задачи, как стержневую проблему деятельности с выделенной группой;
3. сопоставить социально-педагогические характеристики с основными принципами КДД; 4. определить содержание КДД для данной группы, конкретизирующего педагогическую задачу;
определить формы и методы работы, позволяющие реализовывать содержание;
определить результативность, творческую и воспитательную.
Два фактора обуславливают дифференцированный подход:
изменение уровня потенциальной аудитории в КДД;
изменение уровня педагогической науки, в которой уже разработаны различные подходы к различным группам;
Что дает реализация д.п.:
а) позволяет научно обосновать подходы к организации воспитательной работы с различными группами школьников;
б) определить необходимость выявления и изучения социально-психологических характеристик различных групп, на основе их учета разработать конкретное содержание воспитательной деятельности;
в) дифференцированный подход помогает обеспечить эффективность педагогического управление аудиторией в КДД. Аудитория многочисленная и разнообразная по своему составу.
- Социально-культурная деятельность Краткий курс лекций по подготовке к государственным экзаменам по истории, теории и методике социально-культурной деятельности Тамбов 2012
- Введение
- Часть 1. История социально-культурной деятельности Исторические корни досуга.
- Становление и развитие социально-культурной деятельности в Древней Руси.
- Обогащение социально-культурного уклада Руси в XIV-XVII веках.
- Развитие просвещения и социокультурные преобразования в XVIII веке.
- Общественно-просветительские движения и досуг
- XIX - начала XX вв.
- Культурно-просветительная работа в 40-50 гг.
- Культурно-досуговая деятельность в 60-70 гг.
- Социокультурные преобразования в 80-90 годы.
- Часть 2. Теория социально_культурной деятельности Теория социально-культурной деятельности как специальная отрасль знаний
- Государственные и муниципальные структуры регулирования социально-культурной деятельности
- Сущность и основные задачи социально-культурной политики на современном этапе
- Социальная перспектива и вариантность моделей социально-культурной деятельности.
- Общая характеристика средств, форм и методов социально-культурной деятельности
- Содержание социально-культурной деятельности
- Субъекты и объекты социально-культурной деятельности
- Общественно-добровольные формирования, фонды и движения, их роль в развитии социально-культурной сферы
- Социально-культурная деятельность досуговых общностей и центров
- Современный статус специалиста - организатора социально-культурной деятельности
- Часть 3. Технологии социально-культурной деятельности Технологии социально-культурной деятельности, ее сущность и структура.
- Самодеятельное художественное творчество как социально-педагогическое явление.
- Классификация художественной самодеятельности.
- Технология художественного самодеятельного творчества
- Типология любительских объединений.
- Технология любительского творчества.
- Рекреативно-оздоровительная деятельность социально-культурной сферы.
- Методика рекреационно-оздоровительной деятельности.
- Организация рекреационно-оздоровительной деятельности.
- Отдых является общественной ценностью и средством удовлетворения культурных запросов населения.
- Организация и методика работы с различными категориями детей, подростков и юношества.
- Виды внешкольных досуговых центров, их структура и координация деятельности.
- Основные направления социально-культурной деятельности молодежи.
- Организация культурно-досуговой деятельности молодежи.
- Методика организации досуга лиц среднего и пожилого возраста.
- Структура и функции социальной работы в рф.
- Экономические основы социально-культурной сферы.
- Технологическое содержание менеджмента.
- Социально-психологические аспекты менеджмента в сфере культуры.
- Организационно-экономические условия менеджмента в сфере культуры.
- Финансовый механизм менеджмента в социально-культурной сфере.
- Система маркетинга и ее функционирование в культурно-досуговой сфере.
- Сущность и особенности общения как социально-психологического явления.
- Социально-культурная работа как феномен современного мира.
- Исторический анализ социально-культурных процессов и технологий за рубежом.
- Теория социально-культурной деятельности за рубежом.
- Общественно-государственная политика в социально-культурной сфере за рубежом.
- Понятие о проектировании и развитии социально-культурной сферы.
- Социологические методы изучения досуга
- Изучение документов.