logo
скд гэк учебное пособие

Организация и методика работы с различными категориями детей, подростков и юношества.

Проблема свободного времени волнует сегодня ученых и практиков различных областей жизни и отраслей знаний. Философы и психологи, педагоги и физиологи, организаторы внешкольного досуга, работники сферы культуры исследуют сущность и особенности целенаправленной организаций досуга подрастающего поколения.

Подсчитано, что школьники имеют больше 150 дней в году свободных от учебы. Немало часов (у младших –8, у подростков – 6, у старших-4,5) ежедневно высвобождаются от учебных занятий. Поэтому такого пристального внимания требуют каникулы, праздничные и выходные дни и особого чуткого отношения – повседневное свободное время школьников, потеря которого незаметна, но не восполнима.

Исследователи отмечают, что школьники в своем представлении об отдыхе на 1 место ставят телевидение, походы, спортивные зрелища; на 2 место прослушивание магнитофонных записи, пение под гитару; на 3 место чтение, занятия в кружках, секциях.

На неорганизованное общение подростки затрачивают от 1 до 4 часов в будни дни и до 8 часов по воскресным дням.

Свободное время необходимо для расширения кругозора школьников, для самостоятельного творчества, поиска в любой области, для углубления эмоционального восприятия современной жизни.

Культуре использования свободного времени надо учить начиная с детского возраста. В этой задаче заключается огромная социально-педагогическая проблема: возможность в будущем создать традиционную эстетическую среду, в которой будут жить дети сегодняшних детей.

Задачи организатора досуга:

Каждый организатор досуга должен знать:

  1. социально-экономические особенности района, т.к. без этих знаний невозможно четко охарактеризовать ребят своего микрорайона;

  2. культурные возможности района, чтобы реально видеть, какое место отведено клубу в представлении ребят;

  3. возможности педагогической общественности;

  4. возрастной состав детей района, микрорайона, что позволяет точно планировать деятельность клуба с учетом ближайших и отдаленных по времени (до 10-12 лет) перспектив;

  5. положительная воспитательная работа в школах, ПТУ района;

  6. состояние дел с трудными подростками в районе;

  7. социальную характеристику семей, где есть школьники района;

8.общие тенденции увлечений, наклонностей и потребностей школьников своего района, что позволяет решать конкретные педагогические задачи свободного времени.

Условно всю аудиторию можно разделить на 3 группы.

Первая: дети и подростки; вторая – родители, третья – воспитатели.

Первая группа: делится: а) по полу и возрасту:

-дошкольники (4-6 лет);

б) по территориальной принадлежности:

в)по степени трудности воздействия;

г) неформальные объединения;

д) трудные подростки;

е) по степени развития интереса;

ж) по степени активности культурно-досуговой деятельности;

з) по принадлежности к учебным учреждениям.

Вторая группа подразделяется на:

а) родители по полу и возрасту детей;

б) родители трудных детей;

в) родители города, села;

г) родители - общественники.

Третья группа:

а) организаторы воспитательной работы школьников;

б) классные руководители, воспитатели;

в) учитель – предметник;

г) педагог-организатор клубов по месту жительства;

д) работники лагерей, санаториев, туристических и экскурсионных бюро;

е) работники комиссии по делам несовершеннолетних;

ж) работники домов творчества, клубных учреждений.

Для определения сущности социально-культурной деятельности в работе с этими категориями необходимо:

  1. дать социально-психологическую характеристику детей и подростков;

2.определить педагогические задачи, как стержневую проблему деятельности с выделенной группой;

3. сопоставить социально-педагогические характеристики с основными принципами КДД; 4. определить содержание КДД для данной группы, конкретизирующего педагогическую задачу;

  1. определить формы и методы работы, позволяющие реализовывать содержание;

  2. определить результативность, творческую и воспитательную.

Два фактора обуславливают дифференцированный подход:

  1. изменение уровня потенциальной аудитории в КДД;

  2. изменение уровня педагогической науки, в которой уже разработаны различные подходы к различным группам;

Что дает реализация д.п.:

а) позволяет научно обосновать подходы к организации воспитательной работы с различными группами школьников;

б) определить необходимость выявления и изучения социально-психологических характеристик различных групп, на основе их учета разработать конкретное содержание воспитательной деятельности;

в) дифференцированный подход помогает обеспечить эффективность педагогического управление аудиторией в КДД. Аудитория многочисленная и разнообразная по своему составу.