Методика организации досуга лиц среднего и пожилого возраста.
Работа с этими группами населения является важным звеном в социальной политике государства, где осуществляется целенаправленная деятельность по совершенствованию медико-социальной и культурно-досуговой помощи пожилому человеку. В России, как и в других странах, граждане среднего поколения составляют значительную часть населения. В сложных экономических условиях проявление приоритетного внимания к ним, забота об их благополучии становятся долгом всего общества.
При организации работы с людьми среднего и старшего возраста важно наличие гибкой системы, предусматривающей умную импровизацию. Основным фактором, влияющим на указанную систему, является уважение к каждому человеку и удовлетворение его потребностей. Необходимо принимать во внимание биостатистику, географические данные, экономические ресурсы, культурные и социальные ценности, физическое и ментальное состояние пожилых и их желания. Основная работа, как правило, должна осуществляться на местном уровне, в частности, при создании необходимых условий для различного вида пассивного и активного досуга.
Досуг людей среднего и пожилого возраста обладает двойным потенциалом. С одной стороны, это отражение степени гуманности общества, забота о людях определенного возраста, с другой - качество досуга людей старшего поколения определяет соответствующую эстафету, воспринимаемую людьми среднего возраста и особенно молодежью. А это значит, что организуя досуг пожилых, общество и государство обеспечивает формирование образцов, на которые будут равняться дети и внуки.
Исследования показывают возрастающее стремление людей указанного возраста проводить свое свободное время дома, в кругу семьи. Это явление характеризуется поворотом от социальной активности вне дома к домашней досуговой деятельности. При этом домашний досуг подразделяется на заботу о себе, домашнюю работу, пассивный и активный досуг, с учетом такого фактора, как уровень дохода и благосостояния семьи.
Одной из базовых социальных установок людей среднего и пожилого возраста, пенсионеров является стремление к творческой самореализации в сфере досуга. При этом нередко обращаются как к традиционным, так и к инновационным формам активности. Например, клубы, создаваемые на основе общности политических, нравственных и социальных интересов; объединяющие ветеранов и ведущих широкую работу среди детей и подростков. Создаются также клубы и объединения просветительского и художественно-творческого направления, которые выходят за рамки внутри - клубной работы на более широкую аудиторию. Члены этих клубов читают лекции в школах, работают с молодежью по месту жительства, благоустраивают территории, выезжают в сельскую местность с концертами и музыкально-литературными программами.
Характерно, что большинство клубов пожилых людей не ограничивается каким-либо одним видом деятельности и часто удовлетворяют самые разнообразные досуговые интересы своих членов. Например, клуб «Огонек» Тамбовского Дома Милосердия объединяет около 80 человек и представляет им возможность для разнообразного общения, поездок в лес, совместных занятий физкультурой, обмена опытом по воспитанию, видам, кулинарии, рукоделию и т.д.
Социальная активность пожилых людей в нашей стране и за рубежом далеко не всегда исчерпывается спектром досуговых интересов. Многие представители этой возрастной группы стремятся по мере сил принимать участие в деятельности учреждений культуры, центров социального обслуживания, в добровольческом движении.
Досуговые занятия, способствующие ликвидации социальной изоляции пожилых людей, включающие их в разнообразные содержательные формы общения, крайне важны в аспекте социального и психического здоровья. На пороге XXIвека специалисты в области «терапии рекреацией» все больше спорят о путях, средствах и методах работы с людьми старшего поколения. Пожилые, часто одинокие люди, которые в стране составляют довольно большую часть населения, все настоятельнее требуют особого внимания со стороны общества.
Помимо традиционных путей поддержки пенсионеров (материального, медицинского и т.п.) все более важной становится социально-психологическая помощь. И в этом плане важно обращение к прошлому, юности, что представляет собой самостоятельную социальную ценность.
Одним из средств такой терапии для каждого конкретного пожилого человека может стать обращение к кругу наиболее дорогих для его памяти предметов и вещей.
Особо сохраняемые вещи и имущество с их символическими значениями и ассоциациями могут помочь пожилым приспособиться к новой окружающей среде, стать своего рода «якорем», облегчающим адаптацию, обеспечивающим непрерывность времени, комфортность пребывания, чувство принадлежности. Это старые фотографии, вещи-ценности, безделушки и т.д.
В социальной и психологической геронтологии зафиксировано также, что пенсионеры, общаясь между собой, стремятся не столько к изменению своих представлений и взглядов, сколько к подтверждению уже сформировавшихся установок и знакомых ситуаций. Для них часто важен сам факт сочувствия со стороны другого лица.
Для полноценного общения пенсионеров особенно важно наличие соответствующих видов деятельности, присущих данному возрасту. В качестве сопутствующих общению предлагаются следующие занятия: настольные игры, прогулки, просмотр газет и журналов, вязание и т.д.
Осмысление проблем пожилого возраста, позволяет по-новому осознать и многие художественно-творческие занятия этой возрастной группы. Например, групповое пение. Поэтому распространены хоры ветеранов, где поют песни, знакомые с детства, что способствует устранению скованности и отчуждению.
Актуальна задача разработки досуговых программ, способствующих укреплению физического здоровья пожилых. Здесь прежде всего необходима организация физкультурно-оздоровительных занятий, учитывающих функциональные возможности организма пожилого человека, его образ жизни и т.д.
Принцип полфункциональности, выражающийся прежде всего в совмещении концепции укрепления здоровья и социально-культурного развития пожилых людей, можно считать ведущей тенденцией в организации объектов, учреждений культуры и рекреации для пожилых. В этом плане к перспективным относится создание многопрофильных центров социально-культурного обслуживания пожилых граждан.
Пока, к сожалению, отсутствует специальная предпенсионная подготовка, которая способствовала формированию в сознании пожилых позитивного отношения к «третьему возрасту» как активному образу жизни на пенсии, помогла бы в выработке практических навыков и представлений о соответствующем поведении.
- Социально-культурная деятельность Краткий курс лекций по подготовке к государственным экзаменам по истории, теории и методике социально-культурной деятельности Тамбов 2012
- Введение
- Часть 1. История социально-культурной деятельности Исторические корни досуга.
- Становление и развитие социально-культурной деятельности в Древней Руси.
- Обогащение социально-культурного уклада Руси в XIV-XVII веках.
- Развитие просвещения и социокультурные преобразования в XVIII веке.
- Общественно-просветительские движения и досуг
- XIX - начала XX вв.
- Культурно-просветительная работа в 40-50 гг.
- Культурно-досуговая деятельность в 60-70 гг.
- Социокультурные преобразования в 80-90 годы.
- Часть 2. Теория социально_культурной деятельности Теория социально-культурной деятельности как специальная отрасль знаний
- Государственные и муниципальные структуры регулирования социально-культурной деятельности
- Сущность и основные задачи социально-культурной политики на современном этапе
- Социальная перспектива и вариантность моделей социально-культурной деятельности.
- Общая характеристика средств, форм и методов социально-культурной деятельности
- Содержание социально-культурной деятельности
- Субъекты и объекты социально-культурной деятельности
- Общественно-добровольные формирования, фонды и движения, их роль в развитии социально-культурной сферы
- Социально-культурная деятельность досуговых общностей и центров
- Современный статус специалиста - организатора социально-культурной деятельности
- Часть 3. Технологии социально-культурной деятельности Технологии социально-культурной деятельности, ее сущность и структура.
- Самодеятельное художественное творчество как социально-педагогическое явление.
- Классификация художественной самодеятельности.
- Технология художественного самодеятельного творчества
- Типология любительских объединений.
- Технология любительского творчества.
- Рекреативно-оздоровительная деятельность социально-культурной сферы.
- Методика рекреационно-оздоровительной деятельности.
- Организация рекреационно-оздоровительной деятельности.
- Отдых является общественной ценностью и средством удовлетворения культурных запросов населения.
- Организация и методика работы с различными категориями детей, подростков и юношества.
- Виды внешкольных досуговых центров, их структура и координация деятельности.
- Основные направления социально-культурной деятельности молодежи.
- Организация культурно-досуговой деятельности молодежи.
- Методика организации досуга лиц среднего и пожилого возраста.
- Структура и функции социальной работы в рф.
- Экономические основы социально-культурной сферы.
- Технологическое содержание менеджмента.
- Социально-психологические аспекты менеджмента в сфере культуры.
- Организационно-экономические условия менеджмента в сфере культуры.
- Финансовый механизм менеджмента в социально-культурной сфере.
- Система маркетинга и ее функционирование в культурно-досуговой сфере.
- Сущность и особенности общения как социально-психологического явления.
- Социально-культурная работа как феномен современного мира.
- Исторический анализ социально-культурных процессов и технологий за рубежом.
- Теория социально-культурной деятельности за рубежом.
- Общественно-государственная политика в социально-культурной сфере за рубежом.
- Понятие о проектировании и развитии социально-культурной сферы.
- Социологические методы изучения досуга
- Изучение документов.