logo
скд гэк учебное пособие

Становление и развитие социально-культурной деятельности в Древней Руси.

Н. Бердяев определяет российскую цивилизацию следующим образом: «Языческая Русь (дохристианская), Киевская Русь IX-XIIIв.в., монголо-татарский периодXIII-XVв.в., Московское государствоXV-XVIIв.в., Петербургская имперская РусьXVIII-XIXв.в., Россия Советов» (Н. Бердяев. О России и русской философской культуре. М., 1990).

Культурно-воспитательный опыт древних славян воплотился в языческих обрядах: масленица, святки, семик; семейных: именины, свадьба, панихида; бытовых: посиделки, вечерки, супрядки, капустники. Народная педагогика, этика, нашли отражение в земледельческих, зоофагических, сезонных праздниках народного календаря, в устном народном творчестве, легендах, сказаниях, былинах, песнях, пословицах, поговорках, байках.

Праздники крестьянской общины сопровождались пиршествами за общим столом («братчиной», «складчиной»), музыкой (волынки, гусли, дудки), ряженьем, играми, хороводами, праздничными «поездами». Популярные досуговые занятия - катания с гор, карусели, качели, лапта, горелки, кулачные бои, гаданья, песенное сочинительство и исполнительство: (колыбельные, пестушки, обрядовые, лирические, плясовые, ямщицкие, солдатские, казачьи песни).

С развитием городов развивается городская культура, взаимообмен, происходит взаимовлияние стилей, традиций, символов, ремесленных товаров, прикладного творчества.

С появлением азбуки (IХ в.), принятием христианства (Xв.), укреплением семьи создаются основы грамотности, трудового, нравственного, религиозного воспитания. Через образовательные, досуговые формы осуществляется усвоение философского, педагогического, художественного, культуротворческого усвоения античности, Византии, соседних стран. Развивается письменность, потребность в чтении. Литературные памятники Киевской Руси «Поучение Владимира Мономаха», летописи «Повесть временных лет», «Слово о полку Игореве» (XIIв.), «Слово о погибели земли русской» (XIIIв.), «Сказание о граде Китеже» (XIVв.), «Хождение за три моря» Афанасия Никитина» (XVв.). Странствующие волхвы, гусляры, сказатели, бахари, скоморохи как посредники в распространении социокультурных ценностей.