Становление и развитие социально-культурной деятельности в Древней Руси.
Н. Бердяев определяет российскую цивилизацию следующим образом: «Языческая Русь (дохристианская), Киевская Русь IX-XIIIв.в., монголо-татарский периодXIII-XVв.в., Московское государствоXV-XVIIв.в., Петербургская имперская РусьXVIII-XIXв.в., Россия Советов» (Н. Бердяев. О России и русской философской культуре. М., 1990).
Культурно-воспитательный опыт древних славян воплотился в языческих обрядах: масленица, святки, семик; семейных: именины, свадьба, панихида; бытовых: посиделки, вечерки, супрядки, капустники. Народная педагогика, этика, нашли отражение в земледельческих, зоофагических, сезонных праздниках народного календаря, в устном народном творчестве, легендах, сказаниях, былинах, песнях, пословицах, поговорках, байках.
Праздники крестьянской общины сопровождались пиршествами за общим столом («братчиной», «складчиной»), музыкой (волынки, гусли, дудки), ряженьем, играми, хороводами, праздничными «поездами». Популярные досуговые занятия - катания с гор, карусели, качели, лапта, горелки, кулачные бои, гаданья, песенное сочинительство и исполнительство: (колыбельные, пестушки, обрядовые, лирические, плясовые, ямщицкие, солдатские, казачьи песни).
С развитием городов развивается городская культура, взаимообмен, происходит взаимовлияние стилей, традиций, символов, ремесленных товаров, прикладного творчества.
С появлением азбуки (IХ в.), принятием христианства (Xв.), укреплением семьи создаются основы грамотности, трудового, нравственного, религиозного воспитания. Через образовательные, досуговые формы осуществляется усвоение философского, педагогического, художественного, культуротворческого усвоения античности, Византии, соседних стран. Развивается письменность, потребность в чтении. Литературные памятники Киевской Руси «Поучение Владимира Мономаха», летописи «Повесть временных лет», «Слово о полку Игореве» (XIIв.), «Слово о погибели земли русской» (XIIIв.), «Сказание о граде Китеже» (XIVв.), «Хождение за три моря» Афанасия Никитина» (XVв.). Странствующие волхвы, гусляры, сказатели, бахари, скоморохи как посредники в распространении социокультурных ценностей.
- Социально-культурная деятельность Краткий курс лекций по подготовке к государственным экзаменам по истории, теории и методике социально-культурной деятельности Тамбов 2012
- Введение
- Часть 1. История социально-культурной деятельности Исторические корни досуга.
- Становление и развитие социально-культурной деятельности в Древней Руси.
- Обогащение социально-культурного уклада Руси в XIV-XVII веках.
- Развитие просвещения и социокультурные преобразования в XVIII веке.
- Общественно-просветительские движения и досуг
- XIX - начала XX вв.
- Культурно-просветительная работа в 40-50 гг.
- Культурно-досуговая деятельность в 60-70 гг.
- Социокультурные преобразования в 80-90 годы.
- Часть 2. Теория социально_культурной деятельности Теория социально-культурной деятельности как специальная отрасль знаний
- Государственные и муниципальные структуры регулирования социально-культурной деятельности
- Сущность и основные задачи социально-культурной политики на современном этапе
- Социальная перспектива и вариантность моделей социально-культурной деятельности.
- Общая характеристика средств, форм и методов социально-культурной деятельности
- Содержание социально-культурной деятельности
- Субъекты и объекты социально-культурной деятельности
- Общественно-добровольные формирования, фонды и движения, их роль в развитии социально-культурной сферы
- Социально-культурная деятельность досуговых общностей и центров
- Современный статус специалиста - организатора социально-культурной деятельности
- Часть 3. Технологии социально-культурной деятельности Технологии социально-культурной деятельности, ее сущность и структура.
- Самодеятельное художественное творчество как социально-педагогическое явление.
- Классификация художественной самодеятельности.
- Технология художественного самодеятельного творчества
- Типология любительских объединений.
- Технология любительского творчества.
- Рекреативно-оздоровительная деятельность социально-культурной сферы.
- Методика рекреационно-оздоровительной деятельности.
- Организация рекреационно-оздоровительной деятельности.
- Отдых является общественной ценностью и средством удовлетворения культурных запросов населения.
- Организация и методика работы с различными категориями детей, подростков и юношества.
- Виды внешкольных досуговых центров, их структура и координация деятельности.
- Основные направления социально-культурной деятельности молодежи.
- Организация культурно-досуговой деятельности молодежи.
- Методика организации досуга лиц среднего и пожилого возраста.
- Структура и функции социальной работы в рф.
- Экономические основы социально-культурной сферы.
- Технологическое содержание менеджмента.
- Социально-психологические аспекты менеджмента в сфере культуры.
- Организационно-экономические условия менеджмента в сфере культуры.
- Финансовый механизм менеджмента в социально-культурной сфере.
- Система маркетинга и ее функционирование в культурно-досуговой сфере.
- Сущность и особенности общения как социально-психологического явления.
- Социально-культурная работа как феномен современного мира.
- Исторический анализ социально-культурных процессов и технологий за рубежом.
- Теория социально-культурной деятельности за рубежом.
- Общественно-государственная политика в социально-культурной сфере за рубежом.
- Понятие о проектировании и развитии социально-культурной сферы.
- Социологические методы изучения досуга
- Изучение документов.